Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми


Долженко Елена Владимировна
учитель истории и обществознания
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
"Одаренность человека - это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А. Сухомлинский
Во всех современных нормативно-правовых документах в сфере образования прослеживается идея о необходимости создания условий для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе и развитие одарённости. Главная идея обновления образования - построение собственной траектории учения для каждого ученика. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Как учитель истории и обществознания, я несколько лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области научно-исследовательской деятельности. Под индивидуальным образовательным маршрутом я как педагог понимаю целенаправленную образовательную программу, предназначенную для обучения одного конкретного ученика, в соответствии с его склонностями, способностями и возможностями, акцентом на ту деятельность, к которой учащийся проявляет больший интерес. Ценность индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоит в том, что он позволяет одаренному ученику на основе активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области. Деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.
Для создания индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, необходимо несколько условий:
- наличие диагностик, позволяющих определить круг способностей ученика;
- возможность самостоятельного выбора учащимися уровня сложности;
-целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности (урочной, внеурочной);
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя, учет индивидуальных особенностей ребёнка;
-обучение должно стать активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологически комфортной атмосферы для ученика.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год, что позволяет наиболее полно проследить процесс изменения в развитии и обучении ребенка и своевременно корректировать педагогический процесс.
Для наибольшего удобства, на мой взгляд, индивидуальный образовательный маршрут необходимо разбить на блоки, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):
1 блок: психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития (наблюдение за повседневной работой учащегося, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы). На данном этапе к работе можно подключить школьного психолога с целью проведения диагностик на выявления определённых способностей.
2 блок: вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка
Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления.
Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:
Таблица 1
№ Занятия Тема Формы работы, виды деятельности Планируемые результаты обучения Виды и формы контроля Дата проведения
(план) Примечание
В Приложении 1 представлен фрагмент календарно-тематического плана индивидуального образовательного маршрута на 2016-2017 учебный год ученицы 8 класса Арины П.
3 блок: согласование индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи с целью определения перспективы развития ребёнка.
При разработке данного блока необходимо провести работу не только с учащимся по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания. Как правило, родители очень заинтересованы в том, чтобы с их ребёнком занимались по индивидуальному образовательному маршруту.
4 блок: мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Для наглядности можно использовать следующие таблицы:
Таблица 2
Оценка планируемых результатов на каждом этапе работы.
Название этапа
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Таблица 3
Дневник самонаблюдения (заполняет учащийся)
Что делал Как изменился Над чем буду работать
5 блок: портфолио учащегося и педагога
Данный блок представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…
На протяжении нескольких лет учащиеся гимназии, обучающиеся по индивидуальным образовательным маршрутам, становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, лауреатами научно –практической конференции школьников на муниципальном и региональном уровне; активно и результативно принимают участия в разнообразных интернет – олимпиадах и конференциях; выступают со своими докладами на всевозможных чтениях (Вагановские чтения).
Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. 
Литература.
1. Бессолицына Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
2. Одаренные дети и педагогические условия их развития. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih3. Работа школы с одарёнными детьми . http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi.html4. Харченкова И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Приложение 1
Учебно-тематический план индивидуального образовательного маршрута
№ Занятия Тема Формы работы, виды деятельности Планируемые результаты обучения Виды и формы контроля Дата проведения
Примечание
1 Вводный урок Беседа Определение цели и задач исследовательской деятельности 2-3 Структура исследовательской работы Беседа, лекция, просмотр образцов работ - выявить основные составляющие исследовательской работы Анализ деятельности 4-5 Постраничное оформление работы Лекция - определить объем работы,
- распределить
Материал в работе Анализ деятельности 6 Компоненты исследовательской работы Лекция
Беседа - выделить основные компоненты исследовательской работы Анализ деятельности 7 Требования к устному выступлению Лекция, беседа - определить основные требования к устному выступлению Устное выступление 8-9 Особенности работы с биографическими источниками Лекция
Беседа
Работа с источниками -выявить особенности работы с биографиями как историческим источником Анализ деятельности 10 Определение темы. Составление плана исследовательской работы Беседа Определить тему исследования
Составить развернутый план работы Анализ деятельности 11-15 Анализ личного дневника как источника исследовательской работы Работа с источниками - подобрать необходимый материал для написания исследования из личных дневников и других источников Анализ деятельности 16-18 Оформление исследовательской работы Беседа -оформить исследовательскую работу по предъявленным требованиям Анализ деятельности 19 Выступление на школьной научно-практической конференции Выступление 20-21 Анализ выступления на научно-практической конференции. Беседа Выявить ошибки и недочёты выступления Анализ деятельности