Индивидуальный образовательный маршрут- как средство работы учителя английского языка с одаренными детьми.


Индивидуальный образовательный маршрут- как средство работы учителя английского языка с одаренными детьми.
Шукшина Светлана Юрьевна, учитель английского языка
Согласно Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов(утверждена Президентом РФ 03.04.2012), одной из приоритетных задач школы является выявление, развитие и сопровождение одаренных детей. «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».
В связи с этой задачей, педагог ищет методы и формы работы с одаренными детьми в рамках своего предмета. Одной из проблем работы с одаренными детьми является то, что педагог должен заниматься их развитием в общеобразовательной среде. Как сделать так, чтобы одаренному ребенку было интересно на уроке, как углубить его знания? Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения.
Уроки целесообразно начинать с общего анкетирования учащихся, для того чтобы выяснить их мотивацию в изучении английского языка. (Приложение №1)
Анализ результатов таких анкет дает возможность выделить группу учащихся, которые целенаправленно изучают английский язык и мотивированы на учебную деятельность.
Следующим этапом в моей работе является проведение тестирования по разным видам речевой деятельности для выявления уровня владения английским языком. Тестирование включает в себя тесты по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Тесты имеют формат ЕГЭ и разработаны с учетом возрастных особенностей и изученного учениками материала. После входного тестирования по предмету учитель может перейти к индивидуализации обучения.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса одарённых детей является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании. Важность и полезность индивидуального маршрута бесспорна как для учителя, так и для ученика. Создание индивидуального образовательного маршрута дает учителю возможность отслеживания результатов работы с одаренными учащимися, помогает спланировать работу с одаренным учеником на год, является удобной формой корректировки работы. Для учащегося ИОМ является помощником в освоении новых знаний и приобретении нового опыта.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:
1.Степень усвоения учениками предшествующего материала.
2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:
1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы по обычной классно-урочной системе.
2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.
3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося учитель проводит консультации в процессе выполнения заданий.
4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
Учитель составляет индивидуальный образовательный маршрут совместно с учеником и является его наставником, помощником или «тьютором».
Обязанности тьютора:
оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута не реже одного часа в неделю;
корректировка образовательного маршрута;
контакты с родителями ученика;
оформление результатов ученика в виде внесения оценок и другой информации о достижениях в портфолио, школьную документацию.
Индивидуальные образовательные маршруты могут иметь разные формы в зависимости от целей обучения. Цель образовательных маршрутов моих учеников - углубление знаний учащихся и формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности. На практике имеет смысл применение ИОМ следующей формы (Приложение №2):
Класс Ф.И. учащегося Тема и содержание материала Сроки изучения Формы организации деятельности учащегося Формы контроля Корректировка
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
-результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию.
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения;
создать условия для профилизации обучения;
формировать портфолио учащегося;
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на основе анализа и оценки способов и результатов собственной самостоятельной работы;
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоение учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию достижений учащихся.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, что лежит в основе системно-деятельностного подхода. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Список литературы:
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. (утверждена Президентом РФ 03.04.2012)
Ляшко Л. Ю.Интеллектуально-творческий потенциал России / Л. Ю. Ляшко// Одаренный ребенок. - 2012. - № 1. - С. 10-19
Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / А. И. Савенков ; М. : Сентябрь, 2001. - 207с. - Библиотека журнала "Директор школы". Вып.№1/2001
Стасенко Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе / Н. П. Стасенко// Одаренный ребенок. - 2012. - № 1. - С. 73-76
Суходимцева А.П. Создание условий для развития одаренности детей : сб. материалов из опыта работы / [авт.-сост. А.П. Суходимцева]; М. : АПК и ППРО, 2011. - 64 с. - Библиотека журнала "Методист".
Вып. № 4/2011
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М. : Владос, 2000. - 319с.
Приложение №1
Анкета для учащегося_____________(ФИО, класс учащегося)
Нравится ли тебе предмет «английский язык»? Почему?
Как ты считаешь, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он тебе в жизни?
Тебе на уроке английского языка интересно или скучно?
Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?
Что тебе не нравится делать на уроке?
Как ты считаешь, ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше?
Хочешь ли ты заниматься дополнительно английским языком?
Хотел ли бы ты принимать участие во внеклассных мероприятиях по английскому языку, конкурсах и олимпиадах?
Что бы ты хотел изменить на уроке иностранного языка?
Какие трудности в изучении английского языка ты испытываешь?

Приложение №2
Класс Ф.И. учащегося Тема и содержание материала Сроки изучения Формы организации деятельности учащегося Формы
контроля Корректировка
8а Поляева Анастасия Подготовка к олимпиадам
Подготовка к предметной неделе
Подготовка к ученической научно-практической конференции «Первые шаги»
Праздник
«Хэллоуин»
Праздник
«День Святого Валентина»
Проектные работы:
«Добро пожаловать в Россию!»
«Мой любимый вид спорта»
Словообразование
Гр-ка: разделительный
вопрос
Написание открытки
Гр-ка: модальные
глаголы
Страноведческий
материал:
«Спорт в Великобритании»
Говорение:
«Здоровый образ жизни»
Гр-ка:
сослагательное наклонение
Городские конкурсы:
Конкурс презентаций
Конкурс сочинений
В течение года
Декабрь 2012 год
Февраль
2012 год
Октябрь
Февраль
Октябрь
Март
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Март
Апрель
Консультации, групповая и индивидуальная работа по сборникам тестовых заданий к олимпиадам
Творческие задания
Индивидуальные консультации
Индивидуальные занятия
Поиск и сбор информации
Дополнительные задания
Дополнительные задания
Мини-консультации
Мини-консультации
Индивидуальная работа
Составление схем и таблиц
Групповая и индивидуальная работа
Практикум с разбором материала
Мини-практикум
Самостоятельная поисковая деятельность
Групповая и индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Составление схем и таблиц
Мини-консультации Индивидуальные занятия
Мини-консультации Индивидуальные занятия
Подведение итогов олимпиад Анализ собственных ошибок
Презентации, буклеты, плакаты
Подведение итогов научно-практической конференции
Анализ проделанной работы
Изготовление коллажа
Сценка на английском языке
Проект
Проект
Проект
Тест на знание изученного материала формата ГИА
Тестовые задания
Открытка на английском языке
Тестовые задания
Реферат
Составление диалогов по заданной ситуации в формате ГИА
Тестовые задания
Презентация
Сочинение