Разработка внеклассного мероприятия на темуМир моральных категорий


Учитель: Байдина Е.Л.
Тема: Мир моральных категорий. Совесть.
Цели мероприятия.
Обучающиеся должны знать:
- определение понятия «совесть»;
- побуждающую, запрещающую и контролирующую функции совести.
Обучающиеся должны уметь:
- аргументировать свою точку зрения;
- применять теоретические знания для выполнения практических заданий.
Ход мероприятия.
Учитель: Можно ли объединить слова, изображенные на экране? Как вы думаете, почему?
(Слайд № 1. Надоедливая приживалка, обличительница, вопиющее безобразие, бедная изгнанница, сударыня.) Обучающие предлагают свои варианты ответов.
Учитель читает сказку. Пропала совесть.    Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.     Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.
Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.     А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.     И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...     Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением.
- Батюшки! не могу... несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.
И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться. — За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете? — Что? же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка. — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается. По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
(по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Учитель: - Все встало на свои места. Такие противоречивые слова объединяет понятие «СОВЕСТЬ».
Вот об этой «сударыне» мы сегодня поговорим. Какие ассоциации у вас появляются, когда вы слышите слово «совесть»? Какие эмоции возникают? Для чего нужна совесть человеку? (Вывод: совесть- способность критически оценивать свои поступки, желания, мысли с точки зрения нравственных норм.)
- В каких случаях совесть начинает «говорить»? ( Когда надо сделать выбор. Совесть заранее осуждает за неправильный выбор. Совесть контролирует поступки человека.)- А где находится совесть? ( Просмотр видеоролика. Муки совести http://ren.tv/ РЕН ТВ | Новости ).
- Как назвал совесть автор ролика? (Детектор человеческих ошибок, внутренний цензор, главный редактор наших поступков.)
Работа в группах.
№ группы Задание Результат
1. Необходимо по заданной теме высказать собственное мнение, используя формулу ПОПС.
(П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение).
Мы считаем, что совесть- это редактор наших поступков потому, что когда мы поступаем плохо, то совесть не дает нам покоя. Например, если мы ссоримся с родителями, то чувствуем себя виноватыми. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что совесть- это тайник души человека, другое «я», которое дает нам возможность сделать правильный выбор.
№ 2 Синквейн. Совесть.
(Правила написания синквейна.1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое   отношение к теме.
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.) Совесть
большая, придирчивая
предостерегает, мучает,контролируетЗакон, живущий внутри нас.
Моральное сознание.
№3 Жизненная задача.
Ситуация. К вам подошла ваша младшая сестра и спросила: «Что такое совесть»?
Роль. Старший брат (старшая сестра).
Результат. Объясни доступно сестре, что такое совесть.
№4 Составить памятку.
Что надо делать, чтобы принять правильное решение. Советы.
Думай о последствиях.
Думай о тех, кто тебя окружает.
Оценивай свои возможности.
Не решай сгоряча.
Не нарушай нормы.
Подведение итогов мероприятия.
Советы совести – верны.Советы совести – надёжны.Проверены. Им верить – можно.
Терентий Травник