РАЗРАБОТКА УРОКА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ МИР МОИХ ЧУВСТВ


Дисциплина: Самопознание
Раздел № 1 «РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ»
тема: «Мир моих чувств»
Урок: № 3
Класс: 5
Ценность: ИСТИНА
Качества: поиск истины в самом себе
Ценность: ВНУТРЕННИЙ МИР И ПОКОЙ
Качества: уравновешенность, самоконтроль, позитивное мышление
Ценность: НЕНАСИЛИЕ
Качества: Толерантность, не причинение зла ни единому существу (ни мыслью, ни словом, ни делом)
Цель: расширить и углубить представление о внутреннем мире человека и способностях самовыражения по средствам эмоционально-чувственной сферы человека
Задачи:
раскрытие значимости стремления к гармонии в отношении с самим собой и окружающими
развитие умений и навыков управления своими эмоциями и чувствами
воспитание стремления к постоянному положительному позитивному настрою
Концентрация на дыхание
Наш урок мы с вами начнем с упражнения на дыхание.
Выполняя дыхательные упражнения, тем самым, мы приводим в порядок наши мысли, чувства, настраиваемся на работу…
При вдохе мы вбираем в себя покой и радость. При выдохе мы освобождаемся от тревоги, беспокойства, сомнения…
Давайте попробуем…
Сядьте прямо, не скрещивая руки и ноги.
Закройте глаза, руки можно положить перед собой или на колени.
Медленно, через нос делаем глубокий вдох…
Медленно, через рот, (как бы задувая свечу)… делаем глубокий выдох.
Дыхательные упражнение выполняются несколько раз…
Орг. Момент.
Позитивный настрой.
Сегодня мы с вами говорим о чувствах и эмоциях, которые испытывает человек.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мир моих чувств».
- Давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке? (комментарии…)
- Что было наиболее интересным для вас?
- Что наиболее ярко запомнилось? (комментарии…)
- Каждый день, нашей жизни удивителен и неповторим…
- А задумывались ли вы над тем, благодаря чему наша жизнь столь изменчива и удивительна? (комментарии…)
Каждое мгновение нашей жизни насыщено самыми разными чувствами…
- А для чего человеку нужны чувства и эмоции? (комментарии..)
- Отчего зависят наши эмоции и чувства? (рассуждения…)
- Какие чувства вам известны? (комментарии…)
- Поделитесь своими чувствами, которые вы испытываете на данный момент…(…ответы детей…)
- Смотрите, на сколько чувств вы перечислили, и все они, в независимости от того, что вас объединяет многое (коллектив, возраст) тем не менее, отличаются друг от друга…
- О чем это говорит? (комментарии…)
Познавая себя, человек открывает для себя целый мир, состоящий из собственных эмоций, чувств, мыслей, идей, убеждений, мечтаний…
В каждом из нас есть свой собственный внутренний мир, и каждый человек, чтобы его познать, должен быть более внимательным к самому себе, уметь различать свои чувства и эмоции, для того, чтобы открывать в себе все новые и новые грани своих возможностей.
Любое открытие, которое делает человек, узнавая что-либо новое о себе, он начинает с наблюдений за самим собой…
Учится видеть себя, распознавать свои чувства, понимать, что, а главное, почему он так или иначе поступает.
И если вы быть терпеливым и внимательным в своих собственных наблюдениях, то вскоре, можно почувствствовать огромное желание что-либо изменить в себе…
- Для чего, как вы думаете в человеке возникает подобное желание? (рассуждения…)
- Каждого ли человека посещает желание меняться, становиться лучше? (рассуждения…)
- От чего оно зависит? (комментарии…)
Наблюдая за собой, каждый из вас, наверное, смог заметить, что в разных ситуациях, мы ведем себя абсолютно по-разному.
- Что делает наше настроение изменчивым? (грусным, веселым, равнодушным и наоборот)
Мир эмоций богат и существует, три основных вида эмоций:
положительные
отрицательные
нейтральные
Наша жизнь, полна и тех и других, и наверняка, каждому из вас, несмотря на свой юный возраст, приходилось испытывать и те и другие.
- Какое воздействие отрицательные эмоции оказывают на человека? (ответы детей…..)
- Приведите примеры положительных эмоций и чувств…
- Расскажите о том, как влияют на человека положительные эмоции?
Положительные эмоции и чувства важны для человека, поскольку способны принести огромную пользу нашему организму…
Психологи называют положительные эмоции и чувства «лекарями нашей души», потому что они «врачуют» наши души.
- Как человек чувствует себя благодаря им?
- Подымите руки, кому из вас знакомо такое состояние?
- А как вы думаете, что такое «нейтральные чувства», если вы с ними знакомы, приведите пример …
- Какое влияние нейтральные чувства оказывают на человека?
- На окружающих людей?
- Какие эмоции и чувства чаще вы испытываете в своей жизни, положительные или отрицательные, а может быть нейтральные?
- Как это характеризует человека в целом?
Ход урока
- Значение каких двух понятий вам необходимо было раскрыть дома самостоятельно и обсудить с родителями? (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Эмпатия и толерантность.
- Раскройте смысл этих понятий.. (комментарии…)
Также, на прошлом уроке, мы с вами познакомились с новой песней, под названием «Мир, который нужен мне!».
- Поделитесь своими впечатлениями об этой песне…
- О чем слова этой песни? (комментарии…)
- Выучили ли вы эти слова?
- Давайте ее споем еще раз…
Звучит фонограмма.
Поем песню «Мир, который нужен мне!».
Проверка домашнего задания
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат слова Н.Шелгунова:
Чувства – есть цвет нашей жизни.
Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины.
Н.Шелгунов.
Цитата урока
Чтение и анализ притчи «Пустая лодка»
Один мудрец, рассказал своим ученикам историю, произошедшую с ним, когда-то..
В молодости, я часто любил, оставшись наедине с собой, погрузившись, в собственные мысли плыть в лодке, по тихой глади воды.
Была прекрасная ночь. Я сидел в лодке закрытыми глазами, глубоко погрузившись в собственные мысли. Тишина, спокойствие, состояние полного умиротворения, пели в унисон с моим внутренним состоянием.
Вдруг, какая-то соседняя лодка резко ударилась о мою…
Что испытал, в следующий момент, очень сложно описать словами….От неожиданности, во мне поднялся гнев. Открыв глаза, я было собирался обрушить его на того, кто нарушил мою внутреннюю идиллию. Как увидел, что лодка, ударившаяся о мою, оказалась пуста.
Моему гневу, некуда было двигаться, и мне ничего не оставалось, как вновь закрыть глаза, и попытаться прислушаться к себе.
Именно, в это мгновение, я понял, что сделал первый шаг в познании себя. Пустая лодка стала моим учителем…
С тех пор, если кто-то пытается обидеть меня, и во мне поднимается гнев, я закрываю глаза, и обращаясь к своему сердцу говорю себе: «И эта лодка тоже пуста…»
Анализ:
- О каких эмоциях и чувствах говорится в притче? (комментарии…)
- Как мудрецу удавалось справиться с гневом?
- Что вы знаете о влиянии отрицательных эмоций на человека? (комментарии…)
Рассказывание
и анализ притчи
Упражнение: «Прогноз погоды»
Составьте прогноз погоды своего настроения на сегодняшний день.
В котором, будет будут запечатлены все ваши чувства и эмоции характерных для вас…
Положительные чувства, разместите на радуге, а отрицательные – на тучках…
Обобщение и самоанализ:
- Как вы в целом оцениваете погоду в «вашем доме» (состояние вашего внутреннее состояние)?
Отзывы учащихся по желанию…
Творческая работа
Написать эссе на тему:
«Мир моих чувств» в произвольной форме, в котором отразить собственные размышления о чувствах, наиболее характерных для вас.
Мои любимые (нелюбимые) чувства.
Чувства, с которыми я борюсь и не хочу впускать с свою жизнь.
Домашнее задание
Ну что ж… подходит заключительный этап нашего урока…, суть которого мы
Рассматривали через призму духовно-нравственных ценностей:
«ИСТИНА»
«ВНУТРЕННИЙ МИР И ПОКОЙ»
«НЕНАСИЛИЕ»
А именно…
Совершенствовали в себе навыки самоанализа через поиск истины в самих себе.
Работали над позитивным мышлением, учились видеть хорошее, как в самих себе, так и в других,
Воспитывали в себе уравновешенность, учились самоконтролю, толерантности и эмпатии, единству мыслей, слов и поступков.
Меня искренне порадовало ваше внимание и заинтересованность.
Я благодарю всех за активное участие на уроке.
Надеюсь, что вы сохраните свое желание и интерес совершенствовать свои знания в этом вопросе.
Благодарю всех за активную работу и жду вас через неделю, для того, чтобы продолжить нашу работу.
Заключительная минута урока