Урок литературы в 7 классе Побеждай зло добром…

Урок литературы в 7 классе
«ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ» по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

Цели урока:
Предметная: показать своеобразие личности писателя, помочь учащимся выявить нравственную основу платоновского героя, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа.
Метапредметная: развитие технологии критического мышления - интерпретация разных форм подачи материала; умение анализировать информацию на основе имеющихся знаний, выделять главное и формулировать вывод, умение аргументировать собственные высказывания.
Личностная: воспитание чувства милосердия, сострадания, уважения к человеку, раскрытие авторской мысли о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки.

Оборудование к уроку: портрет А. П. Платонова, фильм  « Юшка», выставка произведений писателя, презентация по уроку, словарь

Ход урока

«Спешите делать добро, пока не стало поздно»
Ф. П. Гааз
Первая стадия – «Вызов»

Дидактические задачи
Решение дидактических задач

1. Актуализация и систематизация знаний, необходимых для изучения темы
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации

Писатель
Автор рассказов «Корова», «Неизвестный цветок»
Где родился?
Какой была семья?
Во сколько лет начал свою трудовую деятельность?
Как он создавал свои произведения?
Что больше всего ценил в людях?

Учитель
Произведения писателя
Учебник

Учащиеся рассказывают, что они знают о А. П. Платонове (парная работа). Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о Платонове,
ответы на которые хотелось бы узнать.

На доске портрет писателя.
-Что вы хотите о нем узнать? (слайд 3 – сообщение об авторе) Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы.
-Прочитайте эпиграф к уроку.  Объясните значение. (слайд 4) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» Ф. П. Гааз
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема урока « Побеждай зло добром» по рассказу А. П. Платонова «Юшка» (слайд 1)
- Каковы задачи нашего урока?
Чтение учителем отрывка из рассказа «Юшка» (слайд 5)
- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (чувство жалости, сострадания, желание помочь)
- Какое качество характера Юшки мы можем выделить?
- Скажите, что значит жить по законам добра и человечности?
Составление кластера (слайд 6)


2. Выдвижение проблемы и формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.
- Постарайтесь поставить перед собой проблемный вопрос: как взаимосвязаны в рассказе сочувствие и сострадание, добро и зло? (Слайд 7)
Посмотрим, кто из вас самый внимательный читатель
На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по-вашему, отражают смысл сказки. Какую из них вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?
1. Учись на добро отвечать добром.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Добро век не забудется.
4. Трудно найти, легко потерять.
5. Только ума на деньги не купить.
6. Как прожил, так и прослыл.


 
Вторая стадия – «Осмысление»

Дидактическая Решение дидактической задачи
задача

1. Организация работы по решению проблемного вопроса
  Словарная работа (слайд 8)
Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его, необходимо разобраться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Не менее важно знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. У каждого из вас есть листочки с этими словами, поработайте с толковым словарем и выпишите их значение.
Объясняют значения слов

 
Третья стадия – «Рефлексия»

Дидактические задачи
Решение дидактических задач

1. Организация обсуждения работы по решению проблемного вопроса
- Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка» 1) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.
2) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живут Юшка и его односельчане?» (слайд 9)
Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?
Чем Юшка отличается от односельчан?





3) Беседа по вопросам.
- Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале рассказа?
«Старый на вид, мал ростом, худ, бедно одет»)
- Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге)
-Подумайте в течение работы на уроке, что означает имя главного героя «Юшка».

2. Организация работы по использованию знания содержания рассказа «Юшка»
Чтение эпизода «Юшка и дети» (слайд 10)
- Как дети относились к Юшке?
- Как Юшка реагировал на жестокость детей?
-Почему Юшка верит, что дети любят его?
Фрагмент из фильма
Чтение эпизода «Юшка и односельчане» (слайд 11)
- Как взрослые относились к герою рассказа?
-Как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
-Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их жалеет?
- Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят Сердце в людях бывает слепое?
Фрагмент из фильма

3. Формирование осознанного восприятия рассказа А. П. Платонова


















































Организация обсуждения результатов работы
 Эвристическая беседа
- За что веселый прохожий убивает Юшку, и хотел ли он его смерти?
- Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость может стоить человеку жизни?
- Почему людям без Юшки стало грустно жить?
-Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей?
-Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»?
-Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?
- Вернёмся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока и эпиграфу: как взаимосвязаны в рассказе сочувствие и сострадание, добро и зло? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему?
Подведем итоги урока.
- Какие произведения отечественной литературы проникнуты идеями милосердия?
- Я просила вас найти значение имени главного героя. Что означает слово «юшка»?
Юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. (слайд 12)
- Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?
- Выходит, что зло победило?
- У Юшки была какая-то тайна. «Диалог кузнеца и дочери Юшки».
- При жизни он был Юшкой, когда стали называть его Ефимом Дмитриевичем?
- А что означают эти имена?
Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. 
Дмитрий - восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия) благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносящей плоды. (слайд 13)
- Почему писатель называет своего героя именно так?
-Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.
Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.
Жизнь Юшки – это пример служения людям.
ИТОГ УРОКА.
- Заполните схему – кластер «Что значит быть человеком?» (слайд 14)
- Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?
- Над чем писатель заставил задуматься?
-Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою рассказа: «Прости нас, Юшка»?
Домашнее задание: Составить синквейн «Юшка»


 

15