Конспект урока литературы по теме Побеждай зло добром (8 класс)



Урок «Побеждай зло добром»
( по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 7 класс)

Цели:
Обучающие:
продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
обучение умению анализировать текст художественного произведения;
Развивающие:
Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса
Воспитывающие:
- Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
-воспитывать личность духовно – нравственную, умеющую сострадать;

Тип: изучение нового материала.
Вид: беседа.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийная презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Наш урок я хочу начать словами Ф.П. Гааз «Спешите делать добро, пока не стало поздно»
-Как понимаете эти слова? Догадались ли вы, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( О добре)
- Запишите тему урока «Побеждай зло добром»

2. Вступительное слово учителя.
Добро и зло За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
- Что такое добро? (Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.)
Давайте составим словарь темы, чтобы нам легче было решать поставленную цель.


Искренность Жестокость



Любовь Чуткость Грубость
насилие


Трудолюбие Терпение Чёрствость




А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка»



3. Рассказ о писателе и его произведениях.
- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?
Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок».
Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.
(Рассказ учащегося)
Жизнь Андрея Платонова ( настоящая его фамилия - Климентов) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом с 13 лет началась работа. Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.
Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.
В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

4. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».
- Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом)
- А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)
- А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализируя рассказ Платонова «Юшка». Во многих произведениях Платонова автора волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни- взаимоотношению человека с человеком.
- Давайте попробуем сформулировать цель урока.
Цель: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.

- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?
- Что такое «юшка»? (жидкость, пустить из носу юшку, герой Юшка)



- Каким мы видим Юшку в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему в руках у Ефима Дмитриевича мало было силы, почему автор особо выделяет глаза Юшки? (Глаза, в которых стояла влага, неостывающие слезы ) Да, глаза -зеркало души. Душа у Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.
- Что за человек Юшка?   Попробуйте охарактеризовать его одним словом. (На доске записываются слова: слабый, жалкий, невзрачный, тихий, скромный, незаметный)
- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Кто первый вступает с ним в контакт? (дети)
5. Работа в группах. А сейчас мы поработаем в группах.
1 группа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми.
Выпишите цитаты, характеризующие отношение детей к Юшке и цитаты, характеризующие Юшку.
ДЕТИ:
переставали играть, бежали, кричали
поднимали ветки и бросали
снова окликали, бросали, трогали и толкали
опять толкали и кидали комья земли
сильнее толкаликричали вокруг Юшки
делали слишком больно
удивлялись, что живой, а не серчает
хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их
радовались, что можно делать, что хочешь

ЮШКА:
ничего не отвечал и не обижался
шел тихо и не закрывал лицо
шел и молчал..
не трогал и не отвечал
говорил
РАДОВАЛСЯ«Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, только они не умеют любить человекаи поэтому терзают его»
(Антитеза в поведении героев) (ведут по- разному, а вывод одинаковый- РАДОВАЛИСЬ)

-Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? - НЕТ.
Вывод: дети - ЗЛЫЕ,ЖЕСТОКИЕ,ГРУБЫЕ. Юшка ДОБРЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ. Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых

ВНИМАНИЕ. А теперь вопрос к вам: вообразите себя незримым свидетелем того, как дети кидали в Юшку комья,толкали старика и кричали вокруг него» КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ?

2 группа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке и отношение Юшки к людям, и ответьте на вопросы: «Почему взрослые жестоки к Юшке?» Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?

ВзрослыеЮшка
«злое горе или обида»
«сердце наполняется лютой яростью»
«Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»
«От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.»
«Били в зле забывал на время свое горе»
Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.




ЮшкаЛюди

«Ничего не отвечал, не обижался на них»
«Не закрывал своего лица»
«Меня, Даша, народ любит! Он меня без понятия любит! Сердце в людях бывает слепое»

Прикрепляется табличка: СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ - причина зла.

Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить. - Как это характеризует Юшку?
- Каким предстает Юшка в эпизодах истязания людьми?
Кроткий
Безропотный
Безответный
Беззлобный
Покорный

- Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?

-А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе) ПЕРЕСКАЖИТЕ.

-Что нового узнаем мы о Юшке? (Он любит природу, Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)
- Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
- Как вы понимаете слова Юшки: « а по надобности мы все равны». (Люди рождаются, чтобы жить.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
- «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся»
-Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком, даже зверем)
-А Юшка? Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь. Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился? Выходит, что зло победило?

Ставим знак вопроса между табличками

ЗЛО ? ДОБРО

А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.
Вывешиваются слова Платонова:

«Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все».
- Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна. Какая?
Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.
Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.

На доску вывешиваются слова из «Евангелия от Матфея»:

«Так всякое добро приносит и плоды добрые»

-Почему только после смерти Юшка стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжил его дело - творить добро)

Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? ( Да. Глаза грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в тоже время, добрые к людям)

- И вновь вопрос к вам. Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (ДА. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла)

-А сейчас закончите слова великого артиста Ю. Никулина « Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может СОВЕРШАТЬ ЗЛА»

И, наверное, правильно будет, если мы попросим прощения у Юшки за тех людей, кто причинил ему зло. Присоединимся к словам одного из героев рассказа (столяра)» Прости нас всех, забраковали тебя люди, а кто тебе судья) И начнем с себя Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло или нечаянно обидели)
Давайте сейчас повернемся друг к другу, возьмемся за руки и улыбнемся, посмотрев друг другу в глаза, извинимся.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы отдали частичку своего сердца Юшке. Перед вами лежат сердечки, напишите на них несколько качеств характера, которые вы больше всего цените в людях или хотели бы видеть в них. А теперь обменяйтесь сердечками и постарайтесь в течение жизни воспитывать в себе эти качества.

Выводы. К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. (Появление девушки сироты) Добро прорастает и дает свои плоды.»
Андрей Платонов заставил нас задуматься о вечном: о добре и зле, о зоркости, об умении любить человека.
Можем ли мы назвать Юшку красивым человеком? (ДА. Он добр, отзывчив, трудолюбив. Он красив не внешне, а душой.) У Юшки,без сомнения, было «доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир». Он « тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

- Мы сегодня говорили о добре и зле. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите синквейн
составление синквейна:

Ключевое слово, выраженное именем существительным
2 имени прилагательных
3 глагола
Фраза, несущая смысловую нагрузку
Вывод, выраженный именем существительным

Например:

Юшка Юшка
Терпеливый, честный добрый, красивый внутренне
Страдает, помогает, верит живёт для других, сочувствует, жалеет
Добро побеждает зло человек с большой душой, умеет страдать
Любовь. Любящее сердце (праведник)

Сегодняшний урок-это лишь одна из веточек великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя.





Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «По нравственным законам жить»(Как я понимаю смысл этих слов) или сочинение-миниатюру:
1.Что значит уметь любить человека?
2.Можно ли назвать Юшку красивым человеком?

Урок мне хочется закончить стихотворными строками

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя-
Начни с себя!















13PAGE 15


13PAGE 14615




ДОБРО


ЗЛО



15