Конспект открытого занятия по эстрадному вокалу Концертная деятельность, как один из методов активного обучения


«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия КняжинскаяВведение.
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Автор: Селезнева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования в МБОУ ДОД ПГО «Пышминский ЦДОД», Свердловская область, р.п.Пышма.
Описание материала: представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем старшего звена (13 - 14лет). Тема занятия: «Концертная деятельность». Этот материал предлагается педагогам  дополнительного образования и музыкальным руководителям в домах культуры.
Тема: «Концертная деятельность, как один из методов активного обучения»
Цель: Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.
Задачи: Обучающая: научить уверенно держаться на сцене в любой непредвиденной обстановке.
Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.
Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.
Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.
Оборудование, дидактический материал:
Фортепиано, музыкальная аппаратура.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Творческая часть
4. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие. Настрой на хорошее настроение, перечень порядка выступления.
Педагог: Здравствуйте, друзья мои!   Вы сегодня все пришли?
Ответ детей (проверка присутствующих)
Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим   настроением. Тем более что сегодня у нас с вами  очень интересный и ответственный день. А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:
- быть вежливыми со зрителями в зале, не ходить во время выступления других участников;
- быть аккуратными, что бы не запачкать свои концертные костюмы;
- не включать и не трогать никакую аппаратуру  самостоятельно;
- в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и  прочие посторонние предметы.
· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.
2. Повторение пройденного материала (10 мин.)
Педагог: Продолжим с вокальной разминки.
Упражнение № 1
На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
Упражнение № 2
Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 3
По восходящему и нисходящему  хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
Упражнение № 4
Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 5
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
Упражнение № 6
До-ре-до;  до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение № 7
Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 8
По звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.Упражнения для артикуляционного аппарата:
Упражнение № 9
Поём скороговорку «Под топотом копыт пыль по полю летит»
Упражнение № 10
Проговариваем скороговорку «Кукушка кукушонку сшила капюшон, кукушонок в капюшоне ужасно смешон»
Упражнение № 11
Упражнение на разогрев голосовых связок:
Дэй сам дэй. Каждый слог поется на одной ноте. Упражнение выполняется по гамме, в зависимости от диапазона голоса.
Именно после полного распевания я перехожу к активному методу обучения, разработанного мной:
Упражнение, направленное на самоутверждение и позитивный настрой, способствующий успешной самореализации:
Поем хором вниз по трезвучию на протяжении всей мажорной гаммы вверх и вниз: «Я пою, хорошо пою!».
После этого мы переходим к повторению произведений, направленных конкретно к данному концерту или конкурсу. Если это отчетный концерт, мы закрываем его общей песней всей вокальной студии. Здесь работает активный метод обучения «Давайте споём». Исполняем хором, для закрепления положительных эмоций.
4. Творческая часть (30 - 35 мин)
5. Подведение итогов занятия (4 мин.)
Для подведения итогов отлично подойдет активный метод обучения «Фруктовый сад». Вместо дерева можно взять ступень гаммы, а вместо лимонов и яблок нотные длительности.
Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.
Используемая литература.
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. –  № 5.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2002.
5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.