Разработка родительского собрания с элементами тренинга по теме ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина
муниципального образования Успенский район.
Разработка родительского собрания
с элементами тренинга по теме
"ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
ПОДРОСТКОВ"
Разработка
классного руководителя 7 «а»
МАОУ СОШ № 2 им.Ю.А.ГагаринаУспенского района.
с.Успенское
2016 г.
 Цель родительского собрания:  формирование способности и желания у родителей помочь подросткам преодолеть трудности и изменения и приспособиться к ним в подростковом возрасте.
Задачи:
- выяснить особенности подросткового периода школьников;
- роль семейного климата для ребенка;
- научиться выявлять достоинства ребенка, его ценности в жизни;
- познакомиться с приемами саморегуляции настроения;
Подготовительная работа:
Оформление классного кабинета.
Выставка рисунков и фотографий “Моя семья”
Создание групп из родителей, определение тем для подготовки к собранию.
Разработка рекомендаций для родителей.
В ходе подготовки к собранию родители разбиваются на 4 группы по 5 человек. Каждая группа сама выбирает руководителя и готовит материал по темам, работая с литературой по рассматриваемой проблеме:
«Особенности подросткового периода»
«Родители и дети»
«Общество сверстников школе и вне ее»
«Жизнестойкость подростка. Что зависит от нас».
Вступительное слово учителя:
«Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя. Каким стать – в определенной степени зависит от семьи, компании, в которую вовлечен ребенок в подростковом возрасте».
Выступление первой группы родителей.
Подростковый возраст- переход от детства к взрослости, его традиционно считают самым трудным в воспитательном отношении. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. «Гормональная буря» нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, что в свою очередь порождает множество личностных проблем.
Многие родители поделились впечатлениями об изменении поведения подростков в этот период. Даже внешне здоровые дети проявляют неустойчивое настроение, поведение, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.
Родители пришли к выводу, что этот возраст богат конфликтами и осложнениями и поэтому каждый подросток требует предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Вторая группа, выступая по теме: «Родители и дети» обратила внимание на то, что одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Другой родитель поделился наблюдением, что значительное влияние на личность подростка оказывает стиль взаимоотношения с родителями. Существует несколько моментов, посредством которых родители могут влиять на своих детей:
- подкрепление (поощрение поведения, которое родитель считает правильным и наказание за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых для ребенка становится нормой);
- ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же, как они;
- понимание, зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы.
Классный руководитель дополняет: «Основными средствами воспитания является внимание и поощрение, строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я»».
Третья группа высказала мнение, что школьный класс- важнейшая группа принадлежности старшеклассников. Но ученический коллектив – явление двойственное. С одной стороны на школьный коллектив влияют взрослые, а с другой стороны, он- спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленными взрослыми рецептами. Роль подростка в коллективе для него очень важна: принят он или нет. Важным для ребенка является и посещение коллектива вне школы, где ребенок может самоутверждаться как лидер или владея определенными способностями.
Родители поделились впечатлениями о посещении подростков внеурочных и внеклассных занятий. Подростки выступают на соревнованиях, музыкальных конкурсах, посещают художественные кружки. Многие рисунки и фотографии, представленные на выставке, результат работы детей.
«Что зависит от нас» по такой теме выступали родители четвертой группы. Они начали обсуждение темы с вопроса «Как вы реагируете на действие сына (дочери), если оно противоречит нашим ожиданиям и желаниям». Родители предлагали свои варианты. Некоторые суждения вызвали дискуссию. Частые фразы, которые используют родители: «Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? Ты думаешь, что творишь? Как ты смеешь?» Они нас в этот момент не понимают, «воспитательная акция» приносит вред, показывая ребенку беспомощность взрослого, его абсолютное бессилие. И совсем другой результат получают родители, когда совместно с детьми обсуждают события семьи, радости и переживания. Рассказывают о проблемах, которые возникали у них в подростковом возрасте, как разрешали эти ситуации. Формирование жизнестойкости – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.
В ходе родительского собрания родителям предложено, работая в парах, найти 10 способов разжатия кулака у соседа, меняют позиции. Чем больше способов придумает родитель или ребенок, тем гибче будет его жизненное поведение.
В ходе собрания выработаны рекомендации для родителей по формированию жизнестойкости у подростков.
 Что можно сделать, чтобы помочь?
Установите заботливые взаимоотношения.
Вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка
2. Будьте внимательным слушателем.
Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.
3. Не спорьте.
Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья, и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.
4.Задавайте вопросы.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.
5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы.
Может быть,результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.
6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. 
Он - личность.
7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя.
 Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.
8. Обратитесь за помощью к специалистам.