Занятие — исследование по ознакомлению с окружающим миром для детей предшкольной подготовки. «Кто такие птицы?»

« КГУ ИПК декабрь 2012 г.»







Занятие- исследование по Ознакомлению с окружающим миром: «Кто такие птицы?» для детей предшкольной
подготовки.
Воститатель сш. № 26 Колотьева Екатерина Павловна.






















г. Усть – Каменогорск 2012 г.

Цель: Дать понятие, что птицы - это животные тело, которых покрыто перьями.
Задачи:
1)Познакомить детей с многообразием птиц, научить выделять существенные отличия птиц от других животных.
2) Продолжать обучение практическому исследованию природных объектов.
Развивать мышление, умение сравнивать, делать выводы.
3)Развивать воображение и творческие способности, формировать приёмы исследовательской деятельности.
4)Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Билингвальный компонент: Бас, мойын, тaмсыK, дене, Kанат, аяK, Kaйрык (голова,шея,клюв,туловище,крылья,ноги,хвост.

Оборудование:Лупы, конверты с различными перьями, ножницы,стаканы с водой.
Используемый метод: Элементы исследовательской деятельности.

Ход:
В-ль загадывает детям загадку: Сниться ночью червяку
Чудо- юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это( Птицы)
В- ль: Правильно, мы сегодня будем говорить о птицах. А вы знаете, кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайну удивительного мира птиц.
В –ль: Итак, что вы знаете о птицах? Чем они отличаются от других животных ?
- Птицы откладывают яйца
В- ль: Но ведь яйца откладывают и другие животные, например черепахи и крокодилы. Их можно назвать птицами?
- Нет
В- ль: Это рептилии.
- Издают звуки- поют песни.
В- ль: Дельфины, касатки тоже поют песни. Они – птицы?
- Нет.
В- ль: Это млекопитающие. Какие ещё отличительные признаки вы можете назвать?
- Птицы вьют гнёзда.
В- ль: Но ведь есть птицы, которые не вьют гнёзда, а откладывают яйца на земле, на камнях. Значит и это не самая отличительная особенность птиц.
- Птицы умеют летать.
В- ль: Можем ли мы утверждать, что умение летать – это отличительная особенность птиц?
- Нет.
В- ль показывает слайды. Бабочка летает – она птица? Летучая мышь летает- она птица? Обратите внимание, чем покрыто тело птиц?
В- ль: Правильно. Тело птиц покрыто перьями. Птиц так и называют пернатыми. Это и есть главная отличительная особенность птиц.
Сейчас мы пойдём в лабораторию и как следует рассмотрим и изучим перья птиц. Слайды.
В- ль: Внимательно посмотрите на перья – они одинаковые?
-Нет.
В- ль: Чем они отличаются?
- По цвету, размеру и по форме.
В- ль: У всех перьев есть стержень и волоски – бороздки. Покажите стержень. Покажите, где у пера бороздки? Рассмотрите через лупу, как бороздки цепляются друг за друга.
В- ль: Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что вы видите ? Какое оно внутри?
- Оно пустое.
В- ль: Положите перо на ладонь и дуньте слегка на него. Что произошло?
- Оно полетело.
В- ль: Почему перо полетело?
- Потому что внутри оно пустое, значит оно лёгкое и помогает птицам в полёте. Слайд.
В- ль: Для чего птицам нужны большие перья? А маленькие? Слайд.
В- ль: Возьмите и обмакните перо в воду. Оно намокло?
- Нет, вода скатилась и перо осталось сухим.
В- ль: Перья защищают птиц от воды и сырости.
Физ. минутка. Давайте мы с вами руками помашем.
И что- нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем! Что мы сидим?
В- ль: А как устроено тело птиц? У всех ли оно одинаково? Рассмотрим на примере голубя. Слайды.
В- ль: Почему клювы у всех птиц разные? От чего зависит форма и размеры клюва? Слайды.
В- ль: Сколько лап у птиц? Слайды. Для чего птицам нужны лапы?
В- ль: А каких птиц вы знаете? Слайд.
В –ль: Все птицы покрыты перьями, пухом.
У каждой две лапки, у каждой по клюву.
Есть крылья. Они им даны для полёта,
Лишь страусам, курам летать неохота.
Есть птицы домашние, дикие птицы,
Одни строят гнёзда поближе к водице.
Другие строят гнёзда высоко в ветвях.
У третьих домишко висит в камышах.
На горных вершинах, на скалах, в траве.
И в жарких песках, на болотной воде-
Повсюду все птицы выводят птенцов,
Таская в гнездо им жучков, червяков.
Синицы, кукушки, орлы, воробьи.
Грачи, журавли. Певуны- соловьи,
Орлы, попугаи, крикливые чайки,
И белые лебеди, и снегири-
Всех птиц невозможно сейчас нам назвать.
Хотите о птицах побольше узнать?
В- ль: Итак, что мы сегодня узнали о птицах?
Каких животных можно назвать птицами?
Где живут птицы?
Как называются птицы улетающие в тёплые края?
Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Каких домашних птиц вы знаете?
Как человек ухаживает за домашними птицами?
Как мы можем помочь птицам перезимовать?
Какие правила охраны птиц вы знаете? Слайд.
В- ль: Сегодня мы с вами приоткрыли тайну удивительно мира птиц. Теперь вы знаете их особенности и можете сказать – кто такие птицы.
Вы молодцы. Все вместе скажите: Я думал, я работал, я много узнал.









15