Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ошибки при общении педагога с родителями (законными представителями детей)»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»




Консультация для педагогов ДОУ на тему:
«Ошибки при общении педагога с родителями (законными представителями детей)»



Воспитатель:
Романова Елена
Викторовна


г. Шарыпово
2017 г.
I. Общение педагога с родителями
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнение он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад». Составной частью взаимодействия педагога с родителями – является общение.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.
В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.
Психологи выделяют три cоставляющие общения:
- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Советский и Российский психолог В.А Петровский выделил четыре этапа взаимодействия с родителями, такие как:
1.Трансляция родителем положительного образа ребёнка: педагог никогда не жалуется на ребёнка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребёнок лучше всех».
2.«Трансляция родителем знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребёнка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности. При этом соблюдается принцип «Ваш ребёнок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3.«Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог , не давая оценочных суждений.
Нужно помнить, что полученной информацией от родителей не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.
4.«Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей, при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов около двух месяцев.
II. Ошибки в общении педагога с родителями
Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Причины могут быть как со стороны родителей, так и со стороны педагогов:- со стороны родителей (наличие отрывочных представлений о воспитании, неумение проанализировать свои методы воспитания и др.)- а также со стороны педагогов, которые в свою очередь во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с детьми.………………………………………………………………………………Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому, педагогу важно, вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка. 

III. Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников
(педагоги делятся на 5 компаний с помощью геометрических фигур, после обсуждения в группах рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение, зачитывается комментарий психолога)
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Ситуация 3
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий психолога. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".
Ситуация 4
В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.
Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.
Комментарий психолога. Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.
Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.
Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!
Ситуация 5
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий психолога. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".
IV. Правила компетентного общения воспитателя с законными представителями ребенка
Воспитатель должен:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
2. Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе;
4. Давать родителям возможность высказываться, не перебивая их;
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.