Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе « Зимующие птицы» .Выполнила воспитатель: Трубочкина Янина Ивановна.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Задачи:познакомить детей с зимующими , кочующими птицами , изучать их особенности; вспомнить перелетных птиц объяснить причину перелетов , воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.Предварительная работа:наблюдение за птицами на прогулке;рассматривание иллюстрации с птицами;разучивание подвижной игры «Птицелов»;чтение художественной литературы о птицах.Оборудование:демонстрационный материал «Птицы»; Аудиозапись с голосом птиц.
Организационный момент.
Отгадайте загадку о зимнем месяце.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?(Январь) .
«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице) . Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Сегодня наше занятие будет посвящено- нашим друзьям пернатым птицам .
Воспитатель: Чем птицы похожи?
Ответы детей: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
Ответы детей: Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.
Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?
Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.
 Послушайте загадку и найдите эту птицу .Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.Вещунья белобока,А зовут её ...(Cорока)
Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки не боится – Собирает крошки,По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)
Д/и «Четвертый лишний»
Дятел – воробей – ворона – петух
Голубь – ворона – воробей – ласточка
Дятел – синица – сова – грач
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают  и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов.
Куда птицы прилетают за помощью? (к жилищам людей) И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Воспитатель: прочитаю стихотворения и загадку.
 Что за стол среди берез,Под открытым небом?Угощает он в мороз.Птиц зерном и хлебом (Кормушка). 
 Правильно. Для чего нужны кормушки? Ответы детей.
Стихотворения.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой- стайка на крыльцо
Небогаты их корма, горсть одна нужна
Горсть одна и не страшна, будет им зима.
Сколько гибнет их -не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Разве можно забывать,
Улететь могли,
А остались зимовать за одно с людьми.
Физкультминутка
«Птичка»
Птичка летает,
Птичка порхает.
Плавно кружится,
На ветку садится.
Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает
И улетает.
А теперь поиграем в игру «Добавь слово».
У человека квартира, а у птицы гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы перья.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а у птицы крылья.
У человека ребенок, а у птицы птенец.
Воспитатель читает стихотворение и загадывает загадку:Стынут лапы на морозеУ сосны и ели.Что за чудо –На березе яблоки поспели!Подойду поближе к ней,И глазам не верится –Стайка алых снегирейОблепила деревце!
(И. В. Кравченко)
Воспитатель проводит беседу:Кого сравнивает автор со спелыми яблоками? (Снегирей) .Снегирь – это птицы. Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков)
Воспитатель загадывает загадку.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха? А чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений, некоторыми насекомыми) . Как выглядит снегирь? (Ответы детей)Да, ребята, у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно-белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а темно-серая. Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей.) Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный. Послушайте. (Воспитатель включает аудиозапись свиста снегирей)
Физкультминутка
Снегири.
Вот на ветках посмотри,                  Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири.             Наклонять голову в сторону.  
Распушили пёрышки,                     На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке.                    потряхивание руками, на второе-хлопок
по бокам
Головой вертят ,улететь хотят.       Повороты головы.
Кыш !Кыш! Улетели!                   Дети разбегаются по комнате, взмахивая
Руками как крыльями.
За метелью! За метелью!                           
Воспитатель: Кто должен помогать птицам зимой? (мы с вами), а как мы можем помочь птицам? (ответы детей).
Правильно, мы с вами можем позаботиться о птицах зимой
Давайте придумаем правила.
-Птиц нужно обязательно подкармливать зимой, строить кормушки.
-Не забывать чистить кормушки от снега, прежде чем положить туда корм.
-Возле кормушки не бросать пакеты, банки, в которых приносите корм.
-Следить, чтобы в кормушке был всегда корм.
Игра «Птицы в кормушке».
Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Сажают птицу на кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.»  Итог занятия:
О каких птицах мы говорили?
Почему их так называем?
Какую птицу называют лесным доктором?
Кто из этих птиц трещит?
Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Как называется «птичья столовая»?
Какой корм нужно класть в кормушку?
Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя в садике тоже устроим «птичью столовую» и думаю птицы будут нам за это благодарны.
Спасибо за работу .

Список литературы.
Алешина Н. Ц. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Изд. 4- е – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. 96 с.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозайка- Синтез. 2006. – 80 с.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М. : Мозайка – Синтез. 2016. – 96 с.