Занятие .Ознакомление с окружающим миром Живая и неживая природа


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Тема: Живая и неживая природа.
Цель: сформировать понятия «живая/неживая природа», расширить и систематизировать представления учащихся о живой и неживой природе, развивать логическое мышление через отгадывание 'загадок, совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений объектов природы и их анализе, воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Словарная работа: явления природы. времена года.
Билингвальный компонент: күз, қыс, көктем, жаз.
Оборудование: карточки с изображением живой и неживой природы, карточки с предметами, сделанными руками человека, картинки времен года.
Этапы деятельности Действия учителя Действия учащихся
Мотивационно-побудительный Ребята! Посмотрите на солнышко.
Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам
свои теплые добрые лучи. Протяните
руки, возьмите один маленький лучик в
свое сердце. 'Закройте глазки, мысленно пожелайте своим друзьям, своему учителю хорошего настроения, радости, успехов!
Дети выполняют то, что говорит им учитель
Организационно- поисковый Беседа. - Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, землю и т.д.) Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море, наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, И вода, которую мы пьем, и дождь и снег --все это природа.
Вся природа делится на живую и неживую. Сейчас попробуем определить группу предметов живой природы и группу предметов неживой при роды. Рассмотрим комнатные растения, за год они выросли,
у них стало больше листьев, Они стали выше. А рост - это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Учитель предлагает по картинкам вылепить живую и неживую природу, среди картинок есть и объекты, которые
не относятся к природе. Учитель спрашивает, что не вошло ни в одну группу. Это предметы. сделанные руками человека. Все, что сделано руками человека, не относится к природе.
Как связаны между собой живая и неживая природа, вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух. вода, пища, тепло, свет.) Без воздуха и волы живые существа не могли бы жить.
Вывод: природа -, это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например: Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и
т.д.). Признаки живой природы - рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть.
В природе постоянно происходят изменения. Отгадайте загадки:
Басовитый и серьёзный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно - Все сейчас же убегут.
(Гром)
Летит огненная стрела, Никто её не поймает. (Молния)
Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко,
(Солнце и небо)
В голубой станице -
Девица круглолица.
Ночью ей не спится:
В зеркало глядится.
(луна)
Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт,
(Снег)
С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет,
(Ветер) Пушистая вата плывёт куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе, (Облака)
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Появились на пути!..
В них не въехать, не войти,
(Радуга)
То дует ветер, то идет дождь то выпадает снег; то появится на небе радуга, Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают, Все эти изменения в природе называются природными явлениями
или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре весна, лето, зима, осень.)
Выберите картинки по сезонам: I группа- зима, 2-весна, З-лето, 4-осень, Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп. Работа в азбуке-тетради,
Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что он и видят вокруг себя в помещении, за окном.
актическая работа. Раскладывают
картинки
по группам: живая и неживая
природа
Дети участвуют
в беседе е учителем.
Отгадывают загадки.
Дети разбирают картинки. Приводят свои доводы.
Рефлексивно-корригирующий Какая бывает при рода? (Живая и неживая) Отвечают на
Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, туман, человек, насекомое,
месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз)
Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы
или изделие человека?
(Пшеница - часть живой природы.)
Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.) Что называется сезонными явлениями? (природные явления, которые связаны со сменой времен года.)
Отвечают на вопросы.
Ожидаемый результат:
Знать: что такое природа.
Иметь: представление о живой, неживой природе.
Уметь: любить природу. бережно относиться к природе, отвечать на вопросы полными ответами, слушать, играть, рассказывать.