Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: "Птицы в природе"
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о птицах.
2. Учить выделять главные характерные признаки в птицах.
3. Учить детей методу моделирования.
4. Формировать умение классифицировать птиц и обобщать.
5. Вспомнить зимующих и перелётных птиц.
6. Совершенствовать навыки счета.
7. Закрепить знания о необходимости подкармливать птиц зимой.
8. Воспитывать бережное отношение к птицам.
9. Закрепить понятия: выше-ниже, больше-меньше, тяжелее-легче.
10. Формировать умение анализировать образец.
Ход занятия:
Загадать загадку о птице: "А кого паук боится? Угадали? Это.....(птица).
Показать детям картинки с изображением птиц.
- Что можно сказать о птицах?
- Они разные. Одни большие, другие маленькие (воробей и ворона, сорока и скворец)
- Одни птицы красивые, другие невзрачные (ворона и синица, галка и снегирь)
- Что общее есть у птиц?
- Две лапы, тело покрыто перьями, есть клюв.
- Давайте с помощью моделей запишем( изобразим) что общее есть у птиц
(на доске)
- Какие различия есть в птицах?
- Одни летают, другие нет
- Какие птицы не летают?
- Курица, страус, пингвин, индюк.
- Одни птицы по земле ходят, другие прыгают.
- Какие прыгают?
- Воробей, синица, снегирь.
- Ходят?
- Ворона, голубь, журавль, цапля, грач.
Предложить две картинки: дети должны выбрать птиц, которые летают в небе и птиц, которые живут на земле.
- А какие птицы бывают?
- Зимующие и перелетные.
- Почему некоторых птиц называют зимующими?
- Остаются на зиму зимовать.
- А каких птиц называют перелетными?
- Улетают в теплые края.
- Почему они улетают?
- Холодно, нет насекомых, нет зерен....
- Назовите зимующих птиц.
- Воробьи, синицы, вороны, галки, сороки, снегири, свиристели, голуби.
- А перелетных?
- Ласточки, скворцы, журавли, лебеди, грачи, аисты, цапли.
-  А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Физминутка.
Птицы высоко летали
(дети бегают),
Птицы крыльями махали
(дети машут руками),
А теперь они спустились
(приседают),
У них крылышки сложились
(прячут руки за спину).
Предложить детям картинки с изображением птиц и взять синие и желтые круги. Разместить птиц: зимующих на синем круге, перелетных на желтом. Когда птицы будут размещены, сосчитать количество зимующих и перелетных.
- Скажите, кто выше ворона или воробей? Синица или дятел?
- Кто длиннее снегирь или сорока?
- Кто тяжелее сорока или воробей? Журавль или гусь?
- А есть ли шея у птиц?
- Есть, она закрыта перьями
- А когда шея у птички видна хорошо?
- Когда она вытягивает её, поворачивает голову.
- Есть ли у птиц уши?
- Хорошо ли птицы слышат? Почему они кричат, когда громко играет музыка?
- А почему говорят, что птицы наши друзья?
- Они поедают насекомых и гусениц. Сохраняют леса, парки, сады.
- С птицами веселее и радостнее жить.
Предложить поиграть в игру "Охотник". На одной стороне группы - лес, где живут разные птицы. В него отправляются охотники (дети). Стоя на месте они произносят( по очереди): " Я иду в лес на охоту, буду охотиться на..." Один делает шаг вперед и говорит: « Дятла», второй «На ласточку», третий «На синицу»... и т.д. Нужно называть только птиц.
- Почему зимой многие птицы из лесной чащи прилетают к жилью человека?
- Им легче найти пищу.
- Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят?
- Пользу. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых, их личинки и поедают их.
-С прилета, каких птиц мы считаем, что весна наступила?
- Грачей.
- А где птицы спят, выводят птенцов?
- В дупле, в гнездах, в скворечниках, под крышами домов.
Показать картинки птичьих домиков.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички
 Сала дам синичке.
(«зовущие» движения пальцами,
«режущие» движения одной ладони по другой)
 Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
(пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев   друг о друга)
 Эти крошки – голубям,
(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
 Эти крошки – воробьям.
 (то же – левой рукой)
  Галки да вороны,
  Ешьте макароны!
( тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
- А теперь поработаем в тетради. Вспомните и зарисуйте, что общего есть у птиц.
Глазодвигательная гимнастика.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только Совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны  глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
-Что нового узнали сегодня про птиц?
-Что было трудно, а что легко?
- Оцените свою работу.