Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое телефона»


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада
«Путешествие в прошлое телефона»
Цель занятия:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.2. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи.3. Развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера.4. Развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.5. Воспитывать аккуратность при выполнении работ.
Прогнозируемый результат:
Перенос в сферу личностных интересов информации о телефоне.
Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, фотоаппарат, схемы-помощники, карточки с номерами служб экстренной помощи, телефонные аппараты, необходимый материал для детских работ.
Литература:
1. Дыбина О.В. «Что было до…» (игры-путешествия в прошлое предметов)2.При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов.
Вводная часть:
- Ребята, вчера к нам в группу пришло электронное письмо, давайте присядем и посмотрим. (Просмотр видеозаписи на экране)
1. Здравствуйте, мы пишем Вам из краеведческого музея.
«У меня зазвонил телефон…» - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Наш музей объявляет конкурс необычных телефонов для детских садов. Ждем ваших работ. Всем удачи, до встречи в эфире.
- Ребята, мы будем принимать участие в конкурсе? Ответы детей. А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать? Ответы детей.
Основная часть:
- Ребята, работники музея приглашают вас в прошлое телефона. Давайте дальше посмотрим электронное письмо.
(Воспитатель вместе с детьми располагается на полу у экрана. На экране появляются слайды)
2. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? А как они это делали? (Ответы детей: жестами, мимикой)
Давайте и мы попробуем пообщаться только жестами:
Здравствуйте
Проходите к нам в гости
Присаживайтесь
Как вы думаете, ребята, легко ли было так общаться?
Шло время, люди научились говорить, они строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации.
3. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер,
4. позже использовали звуки барабанов,
5. сигнальных труб,
6. колокола.
Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей)
7.Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН». Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко. 8
9. Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. 10, 11.
Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменили кнопками. 12
У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Почему?
Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели радиотелефон. (13-16). Но телефоны были большими и неудобными (почему неудобными?) Правильно, его неудобно было положить в карман, надолго уходить от зарядного устройства.
Именно поэтому ученые изобрели мобильный телефон. 17. 18
Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей)
- Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
Ребята, давайте рассмотрим телефонные аппараты: покажите телефон с диском, кнопочный телефон. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас. (Дети и воспитатель рассматривают телефоны)
- Ребята, а вы умеете правильно разговаривать по телефону? Предлагаю вам посмотреть сценку «Разговор по телефону». (Два ребенка показывают инсценировку)
Ребята, получился ли разговор у мальчиков?
А как правильно начать разговор? (Здравствуйте (По-татарски)
Как продолжить беседу?
Как закончить? (ответы детей)
А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)
Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например,
Книга - деревом
Велосипед – железом;
Стол – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Очки – стеклом;
Снег-водой
- У каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно? (ответы детей: номер).
А какие номера должен знать каждый человек в нашей стране? (Ответы детей: телефоны служб: пожарной службы, милиция, скорая помощь).
- Ребята, поиграем в игру «Правильный номер» (детям раздаются карточки с номерами 01,02,03 на экране появляется картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар и пр., а дети поднимают карточку с соответствующим номером).
- Мы повторили важные номера и правила общения по телефону.
Что вы узнали о телефоне, каким телефон был в прошлом?
Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в конкурсе. Что нам нужно было сделать? Что у телефона может быть необычным? Давайте попробуем нарисовать необычные телефоны, сфотографируем их и отправим в музей.
С помощью таблицы составляем изображение телефона, задаю детям параметры внешнего вида телефона (форму корпуса, цвет корпуса, форму экрана, материал, количество и цвет кнопок). Сообщаю детям, что последняя строка в таблице обозначает дополнительные детали телефона, но она осталась не заполненной. Поэтому ребятам необходимо самим пофантазировать и дорисовать детали своим телефонам.
- Внешний вид своих телефонов вы придумали. А сейчас мы придумаем свойства нашим телефонам, какими они будут. Нужно выбрать четыре картинки и назвать к предметам, изображенным на этих картинках по два свойства. Затем эти свойства мы будем переносить на слово телефон. Дети называют свойства, обозначаю их схематично, например, свойство веселый – улыбка и т. д. (Метод фокальных объектов).
Предлагаю каждому ребенку выбрать для своего телефона любое свойство (например, веселый) и рассказать про свой «веселый» телефон так, чтобы захотелось его приобрести.
Дети по очереди рассказывают про свой телефон.
- Молодцы, ребята, вы все придумали очень необычные, интересные телефоны.
Сейчас мы их сфотографируем и отправим по электронной почте. (подключает фотоаппарат к ноутбуку, делает отправку)
Заключительная часть:
- Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии? Что было для вас особенно трудным? Как вы справились с трудностями? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»? А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующем занятии.
На экране вновь начинается репортаж. Видеозапись.
Корреспондент: Уважаемые телезрители! Мы благодарим детей детского сада «Василек» города Заинск за участие в конкурсе необычных телефонов и ждем у нас, в музее.