Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы. Тема: Вода — волшебница





Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы.

Тема: Вода - волшебница.













Цель:расширять и обогащать представления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о различных природных объектах.
Задачи:
Продолжать знакомить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] со свойствами воды; рассказать о значении воды в нашей жизни.
Продолжать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] познавательный интерес; учить детей задавать вопросы, высказывать простейшие суждения;  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] любознательность, объяснять опыты,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] логическое мышление, тактильное восприятие,  мелкую моторику рук; активизировать и обогащать речь детей; учить изображать впечатления в рисунке.
Воспитывать любовь к природе; прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях; показать необходимость воды для всего живого; учить беречь воду в кранах, т.е.  продолжать формировать сознательное отношение к окружающей природе.
Словарная работа: пресная  вода, круговорот воды в природе, фильтр.
Методическое обеспечение: Тазы с холодной, теплой водой. Кувшины с питьевой и соленой водой. Термос с горячей водой. Лейка. Мяч (пластмассовый, резиновый). Ложка металлическая. Гуашь. Салфетки и чашка. Зеркало (стекло). Иллюстрации. Глобус (карта, атлас). Яблоко (нож). Лабиринт «путь воды» (на каждого ребенка). Чертеж (круговорот воды в природе). Бумажные кораблики (на каждого ребенка). Силуэты тучек.
Аудиосредства:   магнитофон, кассета с записью музыки (шум моря, дождя, завывания  вьюги, раскаты грома).
Ход занятия
Комментарии

На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос: – Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей). – Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке? (Предположения детей). – Хотите посмотреть? (Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену). – Что это? (Дети называют) – Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета) – А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане.) – Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового?   (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов). Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус). – Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей) – Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей. – А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый) Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.) – А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша) – Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части) – Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается) – Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши) – А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей) – Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши. (Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):
– Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит,  Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки) – А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку) – Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная).  – «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям. – Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода). – Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус?  – Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают). – Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.
ФИЗМИНУТКА
Подвижная  игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются). Тучка подсказывает, что капелькам  делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о  маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке». – А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.
Тяжело против воды плыть.
Капля мала, а по капле – море.
Под лежащий камень вода не течёт.
Март с водой, апрель – с травой.
– Как вы понимает их смысл? – Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку)   – Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная) Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет. – Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе.  – А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб,  А мы из крана кап- кап-кап Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря-зря-зря А то пройдет немного лет, И нет водицы нет-нет-нет
– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).
Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды;  закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад) (Дети рассказывают, что они представили, увидели).   – Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей) На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная. – С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то,  как мы  с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками). – Спасибо, вам, ребята, за работу. Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют  к тучкам.
Итог занятия
Продолжение на прогулке
На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети  сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек. Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки  собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом. Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик.  (Полить детей теплой водой из лейки). Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации)
После прогулки вечером в группе можно почитать сказку о воде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проблема, побуждение, диалог к решению проблемы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Элементы ТРИЗа
 
Рисунок ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]