КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ


Конспект урока "ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ"
Цели урока: исследовать зависимость силы тока протекающей через проводник от напряжения на данном участке цепи и сопротивления проводника.
Задачи:
Образовательная: формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля.
Развивающая: развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул; показать роль физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Результаты учебной деятельности учащихся:
усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;  
усвоить, что сила тока на участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
знать закон Ома для участка цепи;
уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
 уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
Ключевые идеи:
Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных задач, расширить кругозор учащихся.
Развивать умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности.
В процессе работы с учащимися учитель должен учитывать не только индивидуальные потребности учащегося, но и общие подходы к обучению, адаптируясь при этом к потребностям каждой личности.
Использование приемов технологии критического мышления и новых подходов в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.
Оборудование: Презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор; амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода.
Структура урока:
І. Организационный момент:
-приветствие;
-определение отсутствующих;
-проверка степени готовности учащихся к уроку;
ІІ. Основная часть:
Актуализация опорных знаний (выполнение творческих заданий)
Выполнение тестового задания
Минутка отдыха « Восприятие»
Выполнение практического исследовательского задания в группах
Вывод закон Ома для участка цепи.
Закрепление знаний, умений, навыков. (решение устных задач)
ІІІ. Заключительный этап:
Домашнее задание.
Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Рефлексия
Ход урока.
1) Актуализация опорных знаний -10 мин.
Здравствуйте ребята наш урок, я хочу начать с такого четверостишья:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
Ребята, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. Сделайте из этих слов для себя правильные выводы.
В моем четверостишье упоминается о электрических лучах. Как вы думаете, что это такое? (электрический ток)
Вопросы:
Что называется электрическим током?
Эталон ответа. Упорядоченное направленное движение частиц.
Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток?
Э.ответа. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты.
3) Работа со схемами.
А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.
Перед вами две эл. цепи, схемы которых представлены на экране.

1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества.
Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.
2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.
290131521145500-190518986500
Выполнение теста по выбору: ( см приложение Тест)
После выполнения теста учащимися в тетради, они вписывают соответственно шкале оценку в оценочный лист в графу «Выполнение теста»

МИНУТКА ОТДЫХА
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте взглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
Переплетите пальцы рук.
Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
Поаплодируйте. Какая рука сверху?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления.
Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?
Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.Изучение нового материала
Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность.
22479017716500

Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.) Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон?
Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.
УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ В ГРУППАХ ( на группы учащиеся делятся по цвету карточек)
Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)
Для этого создадим четыре группы, которые займутся исследованием, а потом расскажут нам о полученных результатах. Вспоминаем правила техники безопасности при сборке электрической цепи
Работа в группах (каждая группа получает задание)
Обсуждение результатов. (Представители групп рассказывают, что делали и какие результаты получили;)-Назовите из каких элементов состояли электрические цепи? Для чего они необходимы? (источник тока - для создания и поддержания электрического поля в цепи, амперметр -для измерения силы тока в проводнике, вольтметр - для измерения напряжения на концах проводника, резистор -обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи, ключ -для замыкания и размыкания цепи)
- Сравниваем полученные выводы у групп №1 и №3; №2 и №4. Значения величин были разные, а выводы получились одинаковые.
Выводы:
При постоянном сопротивлении участка цепи сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, как и напряжение
При постоянном напряжении на концах проводника сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, во сколько раз уменьшается сопротивление.
Мы имеем с вами R=сonst I~U U=const I~1R- Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.
41529012700000(I~UR I=UR Чтобы заменить знак ~на =,нужно поставить коэффициент пропорциональности, значение которого зависит от выбора единиц входящих в формулу. В системе СИ k=1)
- Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)
12001518288000
Рефлексия учебной деятельности.
Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.
Учитель предлагает продолжить предложение:
я узнал…..
я научился….
теперь я могу….
мне понравилось…
Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинила для вас:
Ом Георг зовут меняЯ физик без сомненияЯ открыл закон, друзья,Всемирного значения.Если хочешь на участкеНапряженье знать,Должен силу тока тыУмело измерять.Если ток в нем возрастаетТо тотчас без сомнения,Вверх пойдет расти, друзья,Тоже напряжение.Ну а если сила токаНачинает падать внизЭто значит, что сопротивленьеПоказало свой каприз.Если сила стала меньшеТо сопротивленье вдругРезко буде повышатьсяТы запомни это, друг.
Домашнее задание: заполнить карточки в тетрадях, читать § 38,39 упр.18,19