психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода обучающихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС


ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода обучающихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС
Цель психолого-педагогического сопровождения:
обеспечение адаптированности обучающихся 5 классов в среднее звено школы;
обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Задачи:
реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;
реализация системы внитришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных, предметных) обучающихся;
оказание консультативной помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения в условиях введения ФГОС, составление индивидуальных программ интеллектуального развития обучающихся, работа с обучающимися «группы риска»;
повышение уровня психолог-педагогической компетентности педагогов, родителей, обучающихся;
профилактика возникновения проблем развития обучающихся.
Предмет деятельности: ситуация развития обучающихся в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Субъект деятельности: обучающиеся 5-х классов школы.
Основные направления деятельности:
1.Организационно-методическое направление:
Оказание консультативной помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий.
2.Работа с обучающимися.
Раннее выявление обучающихся «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации, развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся, решение задач личностного самоопределения и саморазвития.
3.Работа с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетентности), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; раннее выявление дезадаптированных семей; помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:
диагностика (групповая, индивидуальная);
консультирование (индивидуальное, групповое);
психолого-педагогическое просвещение (формирование психолого-педагогической культуры; развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, учителей, родителей);
профилактика;
организационные виды деятельности.
Содержание видов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного периода обучающихся 5-х классов на 2013/2014 учебный год.

п.п. содержание деятельности вид деятельности цель сроки
1. исследование уровня адаптированности обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы;
изучение уровня тревожности обучающихся;
изучение уровня школьной мотивации обучающихсядиагностика отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи обучающимся «группы риска» октябрь-ноябрь
2013 учебного года
2. проведение комплексного исследования по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий (диагностический комплект «Прогноз и профилактика трудностей в обучении»исследование коммуникативных УУД диагностика выявление динамики развития декабрь.
март-апрель
3. участие в работе психолого-педагогических консилиумов просвещение освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей обучающихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп обучающихся по графику проведения
консилиума
4. проведение родительских собраний по темам:
«Сложности адаптационного периода в 5 классе»
«Роль родителей в формировании личности обучающихся»
«Почему учиться трудно?" просвещение повышение психолого-педагогической компетентности родителей сентябрь
декабрь
февраль
5. составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации организационно-методическая оказание помощи родителям и учителям по повышению уровня психологической компетентности октябрь-ноябрь
6. проведение коррекционно-развивающих занятий с группой обучающихся по программе «Первый раз в 5 класс» коррекционно-развивающая профилактика трудностей в обучении в течение года
7. составление рекомендаций для обучающихся и их родителей, имеющих проблемы в обучении коррекционно-развивающая помощь обучающимся в прохождении адаптационного периода в течение года
8. проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания детей (по графику) консультирование оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей в течение года
9. проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у обучающихся в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросам разработки индивидуальных учебных планов консультирование оказание помощи учителям, корректировка их действий в течение года
10. изучение состава и структуры семей обучающихся профилактика своевременное выявление дезадаптирован-
ных семей сентябрь
11. проведение воспитательных мероприятий в классе (тематические классные часы) просвещение, профилактика учет потребностей обучающихся класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций в течение года
ИНФОРМАЦИЯ
для размещения на сайте школы

п/п тема сроки
1. «Положение ребенка в школе и его отношения в коллективе. Социальный рейтинг ребенка, репутация»
сентябрь
2. «Как поддерживать у школьников желание учиться. Мотивация учебной деятельности»
ноябрь
3. «Компьютерные игры; возможные опасности. Общение в интернете»
декабрь
4. «Переходный возраст. Особенности общения с подростками»
апрель
5. «Как поддерживать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменах»
май