Конспект открытого урока окружающий мир по теме Земля-кормилица


Филиал Средняя общеобразовательная школа с. Широкий Лог
Муниципального общеобразовательного автономного учреждения
Средней общеобразовательной школы с. Новосергеевка
Серышевского района Амурской области
Урок
окружающего мира
4 класс
тема:
«Земля-кормилица»

Учитель: Сухомлинова Е.И.
2016 год
Тема: «Земля – кормилица»
Цели: познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием составом, с природоохранной деятельностью человека. Объяснить, почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых;
развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, развивать речь;воспитывать интерес к предмету «Мир вокруг нас», бережное отношение к природе, к земле.
Оборудование: тест для индивидуального опроса, презентация, карточки со схемами, загадки, цитата, раздаточный материал.

Ход урока
Организация класса
Проверка д/з
- Разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».
Начнем разгадывать по горизонтали.
(учитель загадывает загадки, дети называют ответ и вписывают в кроссворд)

По горизонтали:
Очень прочен и упруг,Строителям надежный друг.Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (гранит)
Белый камешек растаял,На доске следы оставил. (мел)
Он очень нужен детворе.Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,И он в стекле расплавлен даже. (песок)
На кухне у мамыПомощник отличный.Он синим цветкомРасцветает от спички. (газ)
-
Без нее не побежитНи автобус, ни такси,Не поднимется ракета.Отгадайте же, что это? (нефть)
Не зря она вариласьВ доменной печи.На славу получилисьНожницы, ключи... (руда)
По вертикали:
Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу,Она понадобится сразу. (глина)
Покрывают им дороги,Улицы в селениях.А еще он есть в цементе.Сам он - удобрение. (известняк)
-
Росли на болоте растения,Стали топливом и удобрением. (торф)
Он несет в дома тепло,От него кругом светло,Помогает плавить стали.Делать краски и эмали.Он черный, блестящий,Помощник настоящий. (уголь)
По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)Работа по карточкам
Соедините полезное ископаемое и его свойства
полезное ископаемое
свойство
А. НЕФТЬ
Б. ГАЗ
В. ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Г. ГЛИНА 1. жидкое
2.горючее
3.газообразное
4.маслянистое
5.с резким запахом
6.легче воды
7.тяжелее воды
8.пластичное
9.плавкое

(проверка по эталону)
А-1, 2, 4, 5, 6
Б-2, 3, 6
В-7, 9
Г-7, 8
Знакомство с новым материалом
………. -кормилица.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
А я всё терплю и
добром плачу.
- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки, остатки сухих насекомых.)
- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)
- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
Исследовательская работа:
Опыт № 1.
-Возьмите стакан с водой и опустите туда кусочек почвы. Что вы видите?
- Из почвы пошли пузырьки.
-О чём это говорит?
-В почве есть воздух.
Опыт № 2.
- Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Что осталось на салфетке?- Мокрое пятно.
-О чём это говорит?
-В почве есть вода.
Опыт 3.
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)
- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)
Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)
Опыт 4.
- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)
- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)
Опыт 5.
- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)
- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – почва. Да только она иногда добра и щедра, когда люди в ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не класть? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей матушка – земля. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить зёрна с собой из полей и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатый урожай.
О чём поведала? Что называют волшебной кладовой? Почему?
-Посеешь горсточку зерна, а соберёшь сто горстей.
-Что издавна делает земля – матушка?
-Кормит людей, на ней растут растения, который человек употребляет в пищу.
-Да не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.
-Как можно назвать землю?
-Кормилицей, матушкой.
- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, 20 см – за 5000 -6 000 лет. О чём это говорит?
-Почву нужно охранять.
-Давайте, подумаем, как можно защитить почву?
- Чтобы защитить почву, на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полос, а зимой проводить снегозадержание. Один распространённый способ снегозадержания – устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5-10 м один от другого.
- Надо сажать леса;
- Надо правильно распахивать почву;
-Правильно использовать ядохимикаты.
-Если их употреблять больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.
Охрана почвы
Снегозадержание
Правильно использовать ядохимикаты
Сажать леса
Правильно распахивать почву
Составление памятки.
Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
сажать полезащитные полосы;
проводить снегозадержание;
правильно распахивать;
умеренно поливать и употреблять удобрения.
Рефлексия.
Если вам понравился урок, нарисуйте жучку улыбку, а если не понравился, нарисуйте ему ротик вниз.
- Почему я вам предложила жучка? (он живёт в земле)
Д/з. подготовить пословицы, поговорки, загадки о земле.