Конспект урока по окружающему миру Земля-кормилица (4 класс)


МБОУ «Школа №19(25)»
Урок окружающего мира в 4 классе.
Дата проведения: 06.12.2016г.
Учитель: Чугунова Светлана Владимировна.
Тема: Земля-кормилица.
Цели урока:
Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы есть в нашем крае. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.
Задачи урока:
Обучающие:
изучить разные виды почв и их состав;
изучить виды разрушения почв и методы борьбы;
объяснить правила охраны почв.
Развивающие:
развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
Воспитательные:
способствовать развитию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Метапредметные:
умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;
получать необходимую информацию из различных источников;
взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные:
знать и уметь называть основные виды почв;
различать основные виды почв;
строить макет разреза почвы;
объяснять, почему происходит смена почв в нашей стране.
УУД:
Познавательные:
анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
уметь выделять главное при работе с текстом;
давать определения, отвечать на вопросы, делать выводы.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
уметь осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся.
Коммуникативные:
умение работать в группах;
отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, презентация к объяснению новой темы, карта «Природные зоны России», презентации-доклады учащихся, наглядное пособие «Почвы Рязанской области», карточки с заданиями для работы в микрогруппах, у учащихся – детали для моделирования макета разреза почвы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Ребята, давайте начнём наш урок с такого девиза: Мы хороший, дружный класс, всё получится у нас.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке. («Наши подземные богатства»).
- Вам было предложено найти дома загадки про полезные ископаемые. Какие загадки вы нашли?
(Ответы детей)
1.Он очень прочен и упруг,Строителям надежный друг: Дома, ступеньки, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.Оно варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (Железо)
3.Покрывают им дороги,Улицы в селении,А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
4.Если встретишь на дороге,
то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
5.Он чёрный, блестящий, Он несёт в дома тепло, От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)
6.Его на земле больше всего.
Тебе он знаком хорошо.
Без него не обойдутся
Ни машины, ни конфеты,
Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий)
7.Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.Людям помощник настоящий. (Песок)
9.Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек.(Газ)-Молодцы. Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Выполним тест. На листочках будете записывать номер вопроса и тот ответ, который выбираете. После выполнения задания, проверьте друг у друга ответы.
(Взаимопроверка, оценки)
-Подняли руки у кого «5», у кого «4», «3»? Молодцы. После урока сдадите мне листочки.
3.Формулирование темы и целей урока.
Учитель:
-Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей ( слайд ).
Спрячешь картофелину - вытащишь много ( слайд).
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд ).
Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд ).
- Как вы думаете, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Как она называется? (Земля).
-А сейчас внимательно послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Спит земля, запорошены пашни Снег пушист словно пух лебедей. До весны как в блаженстве пьянящем Набирается сил для людей. Спит земля. От трудов отдыхает, Собирает все силы в кулак. И проснётся весною, я знаю, Уродит нам Кормилица, злак!
-Как назвал поэт землю? Кто такая кормилица?
- Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд )
- Так какая же тема нашего урока? (Земля – кормилица)(Слайд)
- В толковом словаре Ожегова есть несколько значений слова Земля. (Слайд)
- Так о какой же земле мы будем говорить на уроке? (О почве)
-Зная тему нашего урока, чтобы вы хотели узнать?(ответы детей)
- Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей, познакомиться с различными видами почв. Узнать какие почвы есть в нашем крае. А также выяснить, что приносит почве вред, чем это грозит окружающей среде и что необходимо делать для охраны почвы.
4.Открытие новых знаний.
-Вспомним, что называется почвой? (Слайд)
-Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие - очень древнее занятие населения. В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества. Плодородные поля всегда считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.
Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым.
Неспроста о земле создано много пословиц. Вот некоторые из них. (Слайд). Ребята, какие пословицы о земле вы знаете?
- Тысячи лет человек пахал землю, засеивал ее, собирал урожаи. Что знали о почве земледельцы, ученые? В России изучение почв началось в 15 веке.
 Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышла его работа «О слоях земных». Он первым поставил вопрос о происхождении почвы.(Слайд)
- Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.
Науку о почвах – почвоведение - создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. Сейчас мы посмотрим исследовательскую работу-презентацию Князевой Юлии.
(Презентация уч-ся)
- Назовите основное свойство почвы. (Плодородие)    
- От чего зависит плодородие? (От количества перегноя)
-Правильно. По-другому его ещё называют - гумус.
-Посмотрите на образцы почв в учебнике. Что заметили? (Почвы разного цвета).
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя.)
- Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. От количества перегноя зависят типы почв.
- На процесс почвообразования оказывают влияние многие факторы: климат, рельеф и деятельность человека. Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Гумуса в таких почвах мало. При недостаточной влажности, гумуса накапливается больше. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, процесс почвообразования значительно замедляется.
                                   - Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране. (слайды)
- В тундре распространены тундровые почвы.
Тундровая почва - светлая, в ней мало перегноя. ( слайд ).
- В тайге - подзолистая почва сероватого цвета. (слайд ).
- В лиственных лесах - серые лесные почвы, в ней много песка. (слайд ).
- В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд ).
- Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд).
- Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд).
- Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозём, «царь почв», по выражению Докучаева, находится под степной растительностью? (Нет промыва почвы.Это способствует накоплению гумуса. Длинное тёплое лето, поэтому более длительный период почвообразования).  
-Ребята, а как вы думаете, какие почвы могут быть в нашем крае? (Ответы уч-ся)
- Давайте проверим ваши предположения.
-В каких природных зонах располагается Рязанская область?
(Рязанская область расположена в пределах трёх зон: смешанных лесов, лиственных лесов и лесостепной зоне.) (слайд)
-Каждой зоне соответствует свой вид почвы. Давайте рассмотрим таблицу. (На столах) (слайд)
(Дети рассматривают таблицу почв Рязанской области)
-Так какие почвы присутствуют в Рязанской области?
(Дети делают вывод)
-Для левобережья Оки характерны дерново – подзолистые почвы, для правобережья – серые лесные почвы, на юго – западе области – чернозёмы. А на заболоченных участках Мещеры расположены болотные торфяные почвы.
-Рассмотрите диаграмму. Какие же почвы преобладают в нашем крае? (Дерново-подзолистые)
Ученики нашего класса подготовили сообщения о почвах нашего края.
(Сообщения учащихся)
1ученик. Под смешанными лесами формируются серые лесные почвы. Эти почвы – серого цвета, напоминают золу.  Перегноя в серых лесных почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений.(Слайд)
2 ученик. Подзолистые почвы формируются под хвойными лесами в зоне избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой минеральные вещества и органические соединения в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.(Слайд)
3 ученик. Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозёма. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию, так как там почва не такая плодородная. (Слайд)
- А сейчас я предлагаю вам вылепить из пластилина макет разреза почвы характерной для нашего края. Для своей работы вы выбираете один из 3-х видов почвы. Ваша задача – правильно передать цвет разреза почвы. У вас на партах есть всё необходимое для работы. Подумайте, какой цвет пластилина вам понадобится. Когда работы будут закончены, сверьтесь с образцом учебника и поставьте друг другу за работу оценки.
(Дети делают макет разреза почв, ставят друг другу оценки.)
-Давайте посмотрим макеты дерново-подзолистой почвы (выходят к доске), серой лесной (выходят к доске), чернозёма (выходят к доске).
-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка (проводит дежурный) 
-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
- Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв?  Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).  
- Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.
- Я предлагаю провести учёный совет. Для этого мы разделимся на 5 групп. Каждая группа получает задание для выступления на ученом совете. Задание для каждой группы на доске. Перед вами стоит проблема «Что разрушает почву и как её защитить?». Обсудите в группе, можете кратко записать свой ответ и та группа, которая будет готова к выступлению, поднимает руку.(Слайд)
1 группа – что разрушает почву?
(Ядохимикаты, излишки удобрений, слишком обильные поливы. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие, рытьё котлованов, от гусениц тракторов, от свалок, от кислотных дождей. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. Пестициды – это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми, сорными растениями.
Учитель дополняет: Разрушение почвы дождями и ветром называется эрозия. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть - не что иное, как частички почвы смытые водой. Глубокие раны наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги. Везде, где есть уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия.
Эрозия может наступать и при неправильной обработке почвы. Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. При дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя овраги.
2 группа – к чему может привести разрушение почвы?
(Ухудшиться плодородие почвы, негде будет сажать, это грозит голодом. Влияет на здоровье людей. С мусором в почву попадают бактерии и другие вредные вещества, которые вызывают тяжёлые болезни и даже смерть. Растения поглощают и накапливают токсичные вещества (при избыточном внесении удобрений). Нитраты могут вызвать отравления. Может заболеть скот, а от него и люди. Изменится экологическое равновесие, т.к. в почве живут многие животные и организмы(дождевые черви)
3 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?
(Необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории)
4 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, не вдоль склонов, а поперёк. Сажать деревья и кустарники вдоль берегов водоёмов, рек и каналов. Закреплять склоны оврагов. Правильно вести сельскохозяйственные работы.)
5 группа – что нужно делать, чтобы сохранить почву?
(Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом месте, заводам и фабрикам не сливать в почву отходы).
- А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почв. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд)
- Потерять плодородие легко, а воссоздать трудно. Образование почвы идёт очень медленно. А чтобы вы поняли насколько, я предлагаю вам решить несложную задачу.
Задача. - Слой почвы толщиной в 1 см образуется в среднем за 250 - 300 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? (2 – 3 мм)
- А теперь только представьте, что произойдёт с нашей планетой, если мы не будем бережно относиться к почве. Какой бедой для всего человечества это может обернуться. Мы иногда забываем, что на этой земле мы не последние жители, а после нас ещё будут жить наши внуки и правнуки. Так что же мы оставим им в наследство? Посмотрите на эти фото и задумайтесь. (Слайды под музыку)
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?  (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира), Всемирный фонд дикой природы, МСОП – Международный союз охраны природы.
В нашей стране также есть много организаций, которые следят за охраной природы, такие как: ВООП – Всероссийское общество охраны природы, Росприроднадзор и др. Кроме этого создана Красная книга почв России. Она содержит необходимые сведения о конкретных почвенных объектах, представленных к особой охране. Заносимые объекты включают площадь объекта, его картографическое изображение, рекомендуемые формы охраны.
 
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сажать деревья, не засорять почву, беречь растения, бороться с оврагами.)
5.Закрепление новых знаний.
-Давайте закрепим полученные знания.
- Какие бывают почвы?
- Почему надо бережно относиться к почвам?
- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
6. Рефлексия.
- Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?  
- Что узнали нового?
- Что больше всего понравилось и запомнилось?
- Удалось нам достичь цели урока?
- Давайте оценим работу в группах. Какая группа лучше справилась с заданием.
- Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…… Оценки за урок.
-Домашнее задание: с.160-163, рабочая тетрадьс.74№1-4