Научно-методический проект Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай


Бюджетное образовательное учреждение
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»
БОУ «ИПК и ППРО РА»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай
Горно-Алтайск, 2015
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Основание для разработки 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993)
5. Приказ Министерство образования и науки Республики Алтай от 06.07.2015 г. № 964 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай»
6. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082)
7. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
8. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования"
Заказчик проекта Министерство образования и науки Республика Алтай
Разработчик проекта Рабочая группа БОУ «ИПК и ППРО РА»
Координатор проекта БОУ «ИПК и ППРО РА»
Исполнители проекта БОУ «ИПК и ППРО РА»
Участники проекта Педагогический коллектив БОУ «ИПК и ППРО РА», педагоги и руководители образовательных организаций Республики Алтай
Цель проекта Разработка системы методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с УО (ИН) как механизм, обеспечивающий эффективное введение Стандартов.
Задачи проекта - провести мониторинг готовности руководящих и педагогических работников образовательных организаций к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- разработать план-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников;
- повысить квалификацию педагогов и руководителей образовательных организаций по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение поэтапного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Сроки реализации проекта 01.09 2015 г.-30.11. 2019 г.
Ожидаемые результаты проекта - ежегодное обновление базы данных руководящих и педагогических работников прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (учителя начальных классов);
- 100% обученость педагогов по плану-графику повышения квалификации руководящих и педагогических работников на 2015-2019 г.г по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- региональная система методического сопровождения введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН).
Показатели оценки эффективности реализации Проекта - увеличение процента учителей принявших участие в реализации АООП в контексте ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО (ИН);
- обеспеченность образовательных организаций АООП и комплекта локальных актов, необходимых для правового регулирования процесса введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО (ИН)
Возможные риски - недостаточность своевременного финансирования проекта;
- неподготовленность руководящих, педагогических кадров и родительской общественности к введению ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО (ИН);
- недостаточное информирование, материально-техническое, кадровое обеспечение введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО (ИН).
Понятийный – терминологический аппарат проекта
Понятие Определение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования <1> в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Процесс сопровождения  – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения  – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.
Служба сопровождения  – объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
В соответствии с Планом действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11 февраля 2015 года N ДЛ-5/07вн, утвержденным министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, на основании протокола совещания рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598, и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599, от 7 мая 2015 года N 1. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 06.07.2015 г. № 964 (П.1.4., 1.5., 1.6., 2.2.,3.1.,5.1.5.2.) «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай» разработан проект «Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай».
Этапы реализации проекта
Проектная деятельность рассчитана на 5 лет и предполагает 4 этапа:
Аналитический – 2015 г.
Проектировочный – 2015 -2016 г.
Практический – 2015–2019 учебный г.
Контрольный — 2019 г.
(промежуточный контроль ежегодно в сентябре текущего года)
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Предполагаемые ключевые мероприятия Cроки Ответственные
Аналитический этап
1.Мониторинг готовности руководящих и педагогических работников образовательных организаций к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
2.Анализ результатов мониторинговых исследований, проведенных 2015 г.;
3.Анализ банка данных руководителей образовательных организаций;
4.Анализ банка данных учителей начальных классов;
5.Анализ банка данных педагогов-психологов; сентябрь 2015 г.
сентябрь 2015-2019 г.г.
сентябрь 2015-2019 г.г.
сентябрь 2015-2019 г.г.
сентябрь 2015-2019 г.г. Баркышева Р.Д., заведующая кабинетом образовательных услуг, Кергилова Л.А., методист БОУ «ИПК и ППРО РА»
Баркышева Р.Д.,
Кергилова Л.А.
Баркышева Р.Д.
Буйлова Е.Р., методист БОУ «ИПК и ППРО РА»
Кергилова Л.А.
Проектировочный этап
1. Создание рабочей группы для Методического сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай;
2. Создание базы данных педагогов и руководителей прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН), инклюзивному образованию;
3. Разработка плана (раздела плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ;
4. Составление плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов по вопросам введения ФГОС ОВЗ;
4. Разработка методических рекомендаций по коррекционной части адаптированной основной образовательной программы НОО образовательной организации;
5. Разработка рекомендаций к августовским совещаниям «Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации»;
6. Разработка критериев оценки АООП;
7. Разработка УМК к ДОП по ПП «Основы логопедии»;
8. Разработка УМК к ДОП по ПП «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
9. Разработка дополнительной образовательной программы «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО, ФГОС обучающихся с ОВЗ»;
10. Подготовка и издание сборника материалов IV межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, 11 ноября 2016 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
11. Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, январь 2017 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, ноябрь 2018 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
13. Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, январь 2019 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья» сентябрь 2015 г.
2015-2019 г.г.
январь
2016 г.
январь 2016-2019 г.г.
декабрь 2015 г.
май 2016 г.
январь
2016 г.
март
2016 г.
март
2017 г.
сентябрь
2016 г.
ноябрь
2016 г.
январь
2017 г.
ноябрь
2018 г.
январь
2019 г. Ядагаева Г.Е., проректор по УМР, Чандыева Е.Д., проректор по НМР,
Баркышева Р.Д., заведующая кабинетом образовательных услуг, Кергилова Л.А., методист,
Буйлова Е.Р., методист БОУ «ИПК и ППРО РА»
Кергилова Л.А., Буйлова Е.Р., Баркышева Р.Д.
Ядагаева Г.Е., Кергилова Л.А.
Баркышева Р.Д.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Практический этап
Бюджетные курсы повышения квалификации в объеме 72 часов
1. Курсы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»;
2. Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО, ФГОС обучающихся с ОВЗ»;
3. Курсы повышения квалификации для педагогов-психологов «Психолого-
педагогическое сопровождение
образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН)» февраль 2016-2019 г.г.
январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь
2016-2019 г.г.
Январь 2016-2019 г.г. методист по управлению
Буйлова Е.Р.
Кергилова Л.А.
Внебюджетные курсы повышения квалификации в объеме 16 (24, 72) часов
1. Курсы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»;
2. Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО, ФГОС обучающихся с ОВЗ»;
3. Курсы повышения квалификации для педагогов-психологов «Психолого-
педагогическое сопровождение
образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН)» по заявкам в течение года
2016-2019 г.г.
по заявкам в течение года 2016-2019 г.г.
по заявкам в течение года 2016-2019 г.г. методист по управлению
Буйлова Е.Р.
Кергилова Л.А.
Дистанционные курсы повышения квалификации в объеме 36 (48) часов
Инклюзивное образование по заявкам в течение года 2016-2019 г.г. Кергилова Л.А.
Курсы профессиональной переподготовки в объеме 264 (504) часов
Основы дефектологии
Основы логопедии
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях по заявкам в течение года 2016-2019 г.г.
по заявкам в течение года 2016-2019 г.г.
по заявкам в течение года 2016-2019 г.г. Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Вебинары
Вебинар «Разработка адаптированной основной образовательной программы»;
Вебинар «Разработка адаптированной образовательной программы»;
Вебинар «Разработка СИПР, ИПР»;
Вебинар «Разработка адаптированной основной образовательной программы»;
Вебинар «Разработка адаптированной образовательной программы» май 2016 г.
май 2016 г.
май 2017 г.
май 2018 г.
май 2019 г. Ядагаева Г.Е.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.
Кергилова Л.А.
Научно-практические конференции
IV межкурсовая НПК «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;

Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
Подготовка и издание сборника материалов межкурсовой НПК «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья» 11.11.2016 г.
январь 2017 г.
ноябрь 2018 г.
январь 2019 г. Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Заочные конкурсы
1. Организация и проведение заочного конкурса «Лучшая АОП» октябрь-ноябрь 2016-2019 г. г. Кергилова Л.А.
Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ
1.Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО ОВЗ через СМИ;
2.Использование информационных ресурсов общеобразовательной организации (сайт, Интернет-страничка, публичный отчет и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации в течение учебного года 2016-2019 г.г.
в течение учебного года 2016-2019 г.г.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Семинар в рамках корпоративного обучения методистов БОУ «ИПК и ППРО РА»
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования 1.02.2016 г. Ядагаева Г.Е., Кергилова Л.А.
Контрольный этап
Промежуточный контроль готовности педагогов к реализации ФГОС НОО ОВЗ (Выступление на Ученом совете БОУ «ИПКиППРО РА» «О подготовке педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»);
2. Подведение итогов реализации проекта за учебный год (Выступление на Ученом совете БОУ «ИПКиППРО РА» «Об итогах проекта»);
3. Контроль выполнения мероприятий проекта:
3.1. Подготовленность базы данных педагогов и руководителей прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН), инклюзивному образованию;
3.2. Наличие плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов по вопросам введения ФГОС ОВЗ;
Разработанность методических рекомендаций по коррекционной части адаптированной основной образовательной программы НОО образовательной организации;
Разработанность рекомендаций к августовским совещаниям «Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации»;
Разработанность критерий оценки АООП;
Наличие УМК к ДОП по ПП «Основы логопедии»;
Наличие УМК к ДОП по ПП «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
Наличие дополнительной образовательной программы «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО, ФГОС обучающихся с ОВЗ»;
Наличие сборника материалов IV межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, 11 ноября 2016 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
Наличие сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, январь 2017 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
Наличие сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, ноябрь 2018 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
Наличие сборника материалов межкурсовой НПК (Горно-Алтайск, январь 2019 г.) «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья» 24.02.2016 г.
2016-2019 г.г.
2015 (приложение 1)
2016-2019 г.г.
ноябрь 2015 г. (приложение 2)
декабрь 2015 г.
(приложение 3)
май 2016
январь 2016 г.
(приложение 4)
март 2016 г.
март 2017 г.
сентябрь
2016 г.
ноябрь
2016 г.
январь
2017 г.
ноябрь
2018 г.
январь
2019 г.
Ядагаева Г.Е., руководители Усть-Канской, Усть-Коксинской, Чемальской, Чойской, Шебалинской ММС
Кергилова Л.А.
Методисты БОУ «ИПК и ППРО РА»
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Ядагаева Г.Е.,
Кергилова Л.А.
Анализ результатов выполнения проекта
(НПК, Ученый совет)
ноябрь
2019 г. Кергилова Л.А.
Оценка качества выполнения проекта В течение года 2015-2019 г.г. Ядагаева Г.Е., Чандыева Е.Д.
Публикации:
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья» в сборник материалов III межкурсовой НПК «Педагогическая диагностика в системе оценки планируемых результатов освоения образовательных программ»;
Статья о промежуточных итогах научно-методического проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай»;
Статья об итогах и перспективах научно-методического проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО (ИН) в Республике Алтай» ноябрь 2016-2019 г.г.
ноябрь 2016 г.
ноябрь 2018 г.
январь 2019 г. рабочая группа
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.
Кергилова Л.А.