Рабочая программа по окружающему миру 1 класс А.А.Плешаков УМК Школа России

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Останкинская средняя общеобразовательная школа
городского округа город Бор Нижегородской области




СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
Зам.директора по УВР Директор школы

__________/И.Н.Трошина _____________/Л.Ф.Сокова
Приказ № от






Рабочая программа
Окружающий мир
1 класс

УМК «Школа России»





















2011-2012 учебный год

Программа составлена на основе рабочей программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» М., «Просвещение», 2011 г.


Пояснительная записка
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России,  ее природе и культуре, истории и  современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.  Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы (Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.). Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в разделе «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (раздел «Как, откуда и куда?») это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (раздел «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (раздел «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждом разделе охватывает основные области действительности: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в процессе освоения курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, 66 ч в год (33 учебные недели).

Требования к уровню подготовки учащихся первого класса

К концу первого класса учащиеся должны знать:

безопасную дорогу от дома до школы;
важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
название страны, в которой они живут, её столицу;
символы России: флаг, герб, гимн;
простейшие правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
название дней недели, времен года;
имена и отчества родителей;
основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;
культуру поведения в общественных местах;
цвета радуги;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

К концу первого класса учащиеся должны уметь:

различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными;
использовать основные формы приветствия, просьбы и прочего в отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в общественных местах;
составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать?»;
различать овощи и фрукты.


Содержание курса
Задавайте вопросы! (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (112 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище?
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя?
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих «хозяевах».
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).


Тема

Количество часов
Кол-во контрольных работ

1
Задавайте вопросы
1
---

2
Что и кто?
20
1

3
Кто, откуда и куда?
12
1

4
Где и когда?
11
1

5
Почему и зачем?
22
1


Итого
66
4



№ урока
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Корректировка
Примечания

1.
Задавайте вопросы!
(с.3-8)
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
-пользоваться условными обозначениями учебника;
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- оценивать результаты своей работы на уроке.






Раздел 1. Что и кто? (20 ч.)




2.
Что такое Родина?
(с.10-11)
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
- рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




3.
Что мы знаем о народах России?
(с.12-13)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
- работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
- работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




4.
Что мы знаем о Москве?
(с.14-15)
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
- узнавать достопримечательности столицы;
- работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




5.
Проект «Моя малая Родина»
(с.16-17).
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
-фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»;
- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
- интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей «малой родины»;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.




6.
Что у нас над головой?
(с.18-19)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем;
- моделировать форму Солнца;
- работать в паре: моделировать форму созвездий;
- работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




7.
Что у нас под ногами?
(с.20-21)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
- практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
- различать гранит, кремень, известняк;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




8.
Что общего у разных растений?
(с.22-23)
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




9.
Что растет на подоконнике?
(с.24-25)
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
- различать изученные растения;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;
- приводить примеры комнатных растений;
- рассказывать об особенностях любимого растения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




10.
Что растет на клумбе?
(с.26-27)
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
- работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
- рассказывать о любимом цветке;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




11.
Что это за листья?
(с.28-29)
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
- узнавать листьям в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
- сравнивать и группировать листья по различным признакам;
- практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
- описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




12.
Что такое хвоинки?
(с.30-31)
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- различать лиственные и хвойные деревья;
-практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
- сравнивать ель и сосну;
- описывать дерево по плану;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




13.
Кто такие насекомые?
(с.32-33)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
- сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




14.
Кто такие рыбы?
(с.34-35)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
- описывать рыбу по плану;
- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




15.
Кто такие птицы?
(с.36-37)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение пера птицы;
- работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
- описывать птицу по плану;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




16.
Кто такие звери?
(с.38-41)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
- работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
- устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




17.
Что окружает нас дома?
(с.42-43)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать назначение бытовых предметов;
- находить на рисунке предметы определенных групп;
- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
- приводить примеры предметов разных групп;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




18.
Что умеет компьютер?
(с.44-45)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять составные части компьютера;
- характеризовать назначение частей компьютера;
- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
- работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
- моделировать устройство компьютера;
- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




19.
Что вокруг нас может быть опасным?
(с.46-47)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
- характеризовать опасность бытовых предметов;
- работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
- моделировать устройство светофора;
- оценивать свое обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




20.
На что похожа наша планета?
(с.48-49)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
- моделировать форму Земли;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




21.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».
(с.50-54)
- выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.






Раздел 2.Как, откуда и куда? (12 ч)




22.
Как живет семья?
Проект «Моя семья»
(с.56-59)
- понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
- оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи и их изображения во время значимых для семьи событий;
- интервьюировать членов семьи;
- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений.
- составлять экспозицию выставки;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.




23.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
(с.60-61)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязненной воды;
- практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




24.
Откуда в наш дом приходит электричество?
(с.62-63)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
- анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




25.
Как путешествует письмо?
(с.64-65)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
- различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;
- работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




26.
Куда текут реки?
(с.66-67)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
-сравнивать реку и море;
- различать пресную и морскую воду;
- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




27.
Откуда берутся снег и лед?
(с.68-69)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
- наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




28.
Как живут растения?
(с.70-71)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
- прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
- формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
- практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




29.
Как живут животные?
(с.72-73)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
- практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
- оценивать свои достижения на уроке.




30.
Как зимой помочь птицам?
(с.74-77)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
- практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
- запомнить правила подкормки птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.





31.
Откуда берется и куда девается мусор?
(с.78-79)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;
- обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
- практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




32.
Откуда в снежках грязь?
(с.80-81)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
-обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
-формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
- сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




33.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья».
(с.82-88)
- выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.






Раздел 3. Где и когда? (11 ч.)




34.
Когда учиться интересно?
(с.4-5)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы;
- работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
- рассказывать о своем учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




35.
Проекта «Мой класс и моя школа».
(с.6-7)
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.
- коллективно составлять рассказ о школе и классе;
- презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.




36.
Когда придет суббота?
(с.8-9)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
- работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
- называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




37.
Когда наступит лето?
(с.10-11)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
- называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
- работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
- наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




38.
Где живут белые медведи?
(с.12-13)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




39.
Где живут слоны?
(с.14-15)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
- приводить примеры животных жарких районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




40.
Где зимуют птицы?
(с.16-19)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать зимующих и перелетных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
- работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
- объяснять причины отлета птиц в теплые края;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




41.
Когда появилась одежда?
(с.20-21)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;
- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев;
- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




42.
Когда изобрели велосипед?
(с.22-23)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать старинные и современные велосипеды;
- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;
- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
- запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




43.
Когда мы станем взрослыми?
(с.24-25)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать жизнь взрослого и ребенка,
-определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




44.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
(с.26-30)
- выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.






Раздел 4. Почему и зачем? (22 ч.)




45.
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
(с.32-33)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;
- работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




46.
Почему Луна бывает разной?
(с.34-35)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
- моделировать из пластилина форму Луны;
- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку;
- работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




47.
Почему идет дождь и дует ветер?
(с.36-37)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за дождями и ветром;
- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




48.
Почему звенит звонок?
(с.38-39)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
- практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;
- обсуждать, почему и как следует беречь уши;
- высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




49.
Почему радуга разноцветная?
(с.40-41)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




50.
Почему мы любим кошек и собак?
(с.42-43)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
- практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




51.
Проект «Мои домашние питомцы».
(с.44-45)
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
- составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх.
-презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.




52.
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(с.46-47)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осущ-ествлять самопроверку;
- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




53.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
(с.48-51)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;
- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;
- оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;
- формулировать правила поведения в природе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




54.
Зачем мы спим ночью?
(с.52-53)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;
- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;
- оценивать правильность своей подготовки ко сну;
- рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




55.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
(с.54-55)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




56.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
(с.56-57)
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;
- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;
- практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук;
- запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;
- формулировать основные правила гигиены;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




57.
Зачем нам телефон и телевизор?
(с.58-59)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать средства связи и средства массовой информации;
- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;
- объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов;
- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);
- обсуждать назначение Интернета;
- моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




58.
Зачем нужны автомобили?
(с.60-61)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;
- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




59.
Зачем нужны поезда?
(с.62-63)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;
- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




60.
Зачем строят корабли?
(с.64-65)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




61.
Зачем строят самолеты?
(с.66-67)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать самолеты в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




62.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
(с.68-69)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;
- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




63.
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
(с.70-71)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




64.
Зачем люди осваивают космос?
(с.72-73)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;
- моделировать экипировку космонавта;
- участвовать в ролевой игре «Полет в космос»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




65.
Почему мы часто слышим слово «экология»?
(с.74-75)
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить в тексте учебника ответы на вопросы;
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




66.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
(с.76-83)
- выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания

Программа:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 14 классы. М.: Просвещение, 2011


Учебники
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч. 1. М.: Просвещение,2011
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2011
Рабочие тетради 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2011





Проверочные работы
Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты: 1 класс.






Методические пособия для учителя
Плешаков А.А. Окружающий мир. Методическое пособие:1 класс.


Дидактические материалы
Плешаков А.А. От земли до неба:Атлас – определитель для начальной школы.






В пособии представлены программа и тематическое планирование по курсу «Мир вокруг нас» для 14 классов. Дан также перечень учебников и других изданий, входящих на сегодняшний день в состав учебно-методического комплекта по данной программе.

В учебниках (14 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 14 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы


Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначен вкладыш в рабочих тетрадях «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.


В пособии представлены контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для 1 класса в тестовой форме. Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям к уровню подготовки учащихся. Систематическая работа с материалами сборника позволит качественно подготовить учащихся к государственной аттестации.
Издание адресовано учителям начальных классов, школьникам и их родителям.


Методическое пособие, предлагаемое вниманию учителя, содержит разработки всех уроков по курсу «Мир вокруг нас» для 1 класса начальной школы и является составной частью учебно-методического комплекта по программе «Зеленый дом».


Книга представляет собой оригинальный, впервые разработанный специально для начальной школы атлас-определитель, который позволит ученику разобраться в огромном разнообразии окружающих его природных объектов, узнать названия наиболее примечательных деревьев, трав, насекомых, птиц, камней под ногами, созвездий в небе  и многого другого. Атлас станет постоянным спутником ребёнка во время школьных экскурсий, уроков, прогулок с родителями, летнего отдыха. 

Печатные пособия


Плешаков А.А. Окружающий мир: Мир вокруг нас.
Комплект таблиц для начальной школы:1класс
Комплект демонстрационных таблиц к «Окружающему миру» А.А.Плешакова с методическими рекомендациями.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства


Электронные учебные пособия: 1. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова
Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Окружающий мир. 1 класс» автора А. А. Плешакова. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома.
Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
Фотографии
Анимации
Видеофрагменты
Интерактивные игры
Тесты
Приложение состоит из 60 уроков, соответствующих темам учебников. Все уроки сгруппированы по разделам «Что? Кто?», «Куда? Откуда? Как?», «Где? Когда?», «Почему? Зачем?». Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Технические средства


1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером. 4. Ксерокс.
5. Фотокамера.














ђ Заголовок 1 Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915