Практическая работа по теме СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА

,ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГПОУ «ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ




УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
_________ И.Н. Ташиян
«___»_________ 2016г.


Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора

Методические указания
к практической работе
Дисциплина БИОЛОГИЯ
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания









2016

Методические указания составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ 22.04.2014 № 384 и в соответствии с рабочей программой утвержденной 01.09.2015г.


ОДОБРЕНО ЦМК отделения ТПОП
Протокол № ___ от _____________ 2016г.


Председатель ЦМК
отделения ТПОП ___________ Е.Е. Бояринова


СОСТАВИТЕЛЬ:
преподаватель общеобразовательных
дисциплин ГПОУ ЮТК ___________ С.Н. Кондратьева


РЕЦЕНЗЕНТ:
заведующий отделением ТПОП,
кандидат технических наук ____________ Е.А. Романова

Заведующий
лабораторией стандартизации ___________ Е.Н. Соловьева







Зарегистрировано в методическом кабинете __________2016г.


Зам. директора по НМР __________ И.Н. Ташиян




Содержание



стр.


Введение
4

1
Общие теоретические сведения
5

2
Методические указания к выполнению работы
7

3
Порядок выполнения работы
7

4
Порядок оформления работы
9

5
Контрольные вопросы
9

6
Список использованных источников
10







ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания составлены по теме «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора», а также в соответствии с программой дисциплины «Биология» для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
В результате проведения практической работы обучающийся должен:
Знать особенности искусственного и естественного отбора, биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема), историю развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
Уметь Проводить биологические исследования по выявлению ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов, наблюдать и описывать особей вида по морфологическому критерию, сравнивать характеристики разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции, анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.
В методических указаниях приведены краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения работы.
Отчет оформляется в рабочих тетрадях без помарок. В отчёте необходимо записать цель данной практической работы. Привести краткий конспект теоретической части, выполнить задания, предложенные для самостоятельного решения. В случае неверных или неполных записей отчёт возвращается обучающемуся на доработку, при этом оценка за выполнение практической работы снижается. Вывод по проделанной работе формулируется в безличной форме в соответствии с поставленной целью.
1 ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Искусственный отбор. Для обоснования исторического принципа развития живой природы Дарвин глубоко изучил многовековую практику земледелия и животноводства и пришел к выводу: многообразие пород домашних животных и возделываемых сортов растений является результатом изменчивости, наследственности и искусственного отбора.
Искусственный отбор осуществляется человеком и может быть двояким: сознательным (методическим) - в соответствии с поставленной целью, какую намечает себе селекционер, и бессознательным, когда человек не ставит перед собой Цели по выведению породы или сорта с заранее заданными свойствами, а просто устраняет менее ценные особи и оставляет на племя лучшие. Бессознательный отбор проводился человеком на протяжении многих тысячелетий: даже дикари во время голода оставляли на племя более полезных животных, а убивали менее ценных. В неблагоприятные периоды первобытный человек в первую очередь употреблял нележкие плоды или более мелкие семена и в этом случае также совершал отбор, но бессознательный. Во всех случаях такого отбора сохранились наиболее продуктивные формы животных и более урожайные сорта растений, хотя человек здесь выступал как слепой фактор отбора, каким может быть любой другой фактор среды.
Естественный отбор в отличие от искусственного осуществляется в самой природе и состоит в отборе в пределах вида наиболее приспособленных особей к условиям конкретной среды. Дарвин открыл известную общность в механизме искусственного и естественного отбора: при первой форме отбора в результаты воплощается сознательная или неосознанная воля человека, при второй - господствуют законы природы. В том и другом случае создаются новые формы, однако при искусственном отборе, несмотря на то что изменчивость затрагивает все органы и свойства животных и растений, полученные породы животных и сорта растений сохраняют признаки, полезные для человека, но не для самих организмов. Напротив, естественный отбор сохраняет особи, у которых изменения полезны для их собственного существования в данных условиях.
В природе постоянно наблюдается определенная и неопределенная изменчивость. Ее интенсивность здесь менее выражена, чем у домашних форм, так как изменение природной среды происходит малозаметно и чрезвычайно медленно. Возникающая качественная неоднородность особей внутри видов как бы выводит на эволюционную арену множество "претендентов", предоставляя естественному отбору браковать менее приспособленных к выживанию. Процесс природной "выбраковки", по Дарвину, осуществляется на основе изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора. Материал для естественного отбора поставляет неопределенная (генотипическая) изменчивость организмов. Именно по этой причине потомство любой пары диких (как, впрочем, и домашних) организмов оказывается неоднородным. Если изменения полезны, это повышает шансы на выживание и продолжение рода. Всякое вредное для организма изменение неукоснительно приведет к его уничтожению или невозможности оставить потомство. Выживание или гибель особи - конечный итог "борьбы за существование", которую Дарвин понимал не в прямом, а в переносном смысле. Он различалтри формы борьбы за существование:
а) внутривидовую - наиболее ожесточенную, так как особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, одинаковых убежищах;
б) межвидовую - борьбу между особями разных видов (растения и их части поедаются копытными, птицами, травоядные животные поедаются хищниками, болезнетворные бактерии и паразиты поражают растительные и животные организмы);
в) борьбу живых организмов с факторами неживой природы - условиями внешней среды при засухе, наводнениях, ранних заморозках, выпадении града гибнут многие мелкие животные, птицы, черви, насекомые, травы.
В результате всех этих сложных взаимоотношений множество организмов погибает либо, будучи ослабленными, не оставляет потомства. Выживают особи, обладающие хотя бы минимальными полезными изменениями. Приспособительные признаки и свойства возникают не сразу, они накапливаются естественным отбором из поколения в поколение, что приводит к тому, что потомки отличаются от своих предков на видовом и более высоком систематическом уровне.
Борьба за существование неизбежна в связи с существующим в природе интенсивным размножением. Эта закономерность не знает исключений. Организмов всегда рождается больше, чем способных дожить до взрослого состояния и оставить потомков. Гибель большей части родившихся организмов происходит по разным причинам: хищники, растительноядные, засуха, морозы Масса животных и растительных организмов гибнет или ослабляется под влиянием паразитов и болезней.
В борьбе за существование не всегда выживают наиболее сильные и самые ловкие: черепаха и медлительна, и неуклюжа, но прочный панцирь надежная защита от хищников; многие паразиты с упрощенным строением поселяются в организме животного или растения, к которому они хорошо приспособлены. Параллельное существование как высших, так и низших форм органической жизни получило логическое объяснение в теории Дарвина - как результат действия естественного отбора, сохраняющего наиболее приспособленных: не пренебрегая в ряде случаев примитивностью организации, природа достигает биологического прогресса (чаще наблюдается усложнение организмов, гораздо реже - упрощение).
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Цель занятия: повторить и закрепить знания о процессах искусственного и естественного отбора. Установить черты сходства и различия в процессах естественного отбора и искусственного отбора.

Материально-техническое обеспечение:
Учебники, В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова.- Общая биология. 10-11 кл.;
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- Общая биология. 10-11 кл.

2.1 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задания выполняются индивидуально, что развивает самостоятельность в решении поставленных задач.
В методических указаниях приведены краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения работы.
В конце работы записывают вывод, сформулированный соответственно цели работы в безличной форме. В случае неверных или неполных записей отчёт возвращается на доработку, при этом оценка за выполнение практической работы снижается.

Задание 1 Дать определение понятиям, вставить пропущенные термины

Искусственный отбор - это.


Формы искусственного отбора




Естественный отбор – это

Формы естественного отбора





Задание 2 Каждому термину, указанному в левой колонке, подобрать соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке, ответы занести в таблицу.

1. Борьба за существование
А. Результат борьбы за существование, выражающийся в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями каждого вида и гибели менее приспособленных.


2. Естественный отбор
Б. Отбор полового партнера по совокупности внешних признаков и поведенческим реакциям у наземных млекопитающих

3. Дрейф генов
В. совокупность рецессивных мутаций в генофонде вида.

4. Покровительственная окраска
Г. Генетико-автоматические процессы. Приводящие к изменению частоты генов в популяции в ряду поколений под действием случайных факторов

5. Резерв наследственной изменчивости
Д. Понятие, включающее все внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с абиотическими факторами, что в сумме вызывает прямое или косвенное соревнование между организмами.


6. Половой отбор
Е. Любая окраска покровов тела, обеспечивающая ее обладателям преимущества в борьбе за существование.


Таблица ответов
1
2
3
4
5
6









Задание 3: Заполнить таблицу, основываясь на чертах сходства и различия в процессах искусственного и естественного отборов.

Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора
Показатели
Искусственный отбор
Естественный отбор

Исходный материал для отбора
(генетические, фенотипические)



Отбирающий фактор
(Кто или что?)



Путь благоприятных изменений
(нужные признаки)



Путь неблагоприятных изменений
(ненужные признаки)



Характер действия
(на что направлен отбор, на удовлетворение чьих запросов)



Результат отбора



Формы отбора




Вывод по практической работе: (формулируется соответственно цели работы в безличной форме)

2.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сформулировать понятие микроэволюция?
2. Назовите концепцию вида, придающую особое значение морфологическим различиям между видами?
3. С именами, каких ученых связана современная биологическая концепция вида?
4. Дайте характеристику явления наследственности и изменчивости?
5. Какие формы борьбы за существование различал Ч. Дарвин?







3 Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

Основные источники
1 Сивоглазов, В. И. Биология: Общая биология 10 кл. Базовый уровень: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - 2 - е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2014. - 253с.
2 Сивоглазов, В. И. Биология: Общая биология 11 кл. Базовый уровень: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - 2 - е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2014. - 207с.
3 Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / [В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин]. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 624с.

Дополнительные источники
1 Константинов, В.М. Общая биология [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева] ; под ред. В.М. Константинова. – 4-е изд., перераб и доп. – М. : Академия, 2007. – 256 с.
2 Захаров, В. Б. Общая биология [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / [В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин]. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – 624 с.
3 Комиссаров, Б. Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии [Текст] / Б. Д. Комиссаров. – М. : Высшая школа, 1988. - 143 c.










13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 115