Разработка открытого урока по физике по теме Закон Ома для участка цепи с элементами ФГОС.


Открытый урок
по физике в 8 классе«Закон Ома для участка цепи»
Подготовила и провела:
учитель физики
Пилюгина Д.Д.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная:  научить обучающихся применению закона Ома для участка цепи путем проведения эксперимента на установление зависимости.
Развивающая: развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей личности, способной к самовыражению.
Оборудование к уроку:
 компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради, разработанная презентация, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.Демонстрации:
Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;
Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.
План урока
І. Организационный момент
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала
ІІІ. Изучение нового материала
ІV. Историческая справка
V. Физическая пауза
VI. Закрепление знаний, умений, навыков
VIІ. Домашнее задание
VIII. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся
Ход урока
І. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку.
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. Но недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
В начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
(Сила тока, напряжение, сопротивление).
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
Назвать величину;
Что характеризует данная величина?;
Как обозначается?;
В каких единицах измеряется?
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения.
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи
ІІІ. Изучение нового материала
Разобьёмся на две группы: первая группа будет находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая группа - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Прежде чем приступить к выполнению задания вспомним с вами правила работы в группе.
На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.
Далее вы должны ответить на вопросы:
Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?
1 группа: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. приR = const, I~ U. 
2 группа: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. приU = const, I ~ 1/R. 
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Для быстрого запоминания и использования закона Ома можно использовать правило треугольника:
 
Правило использования простое: достаточно закрыть искомую величину и два других символа дадут формулу для её вычисления.
IV. Историческая справка
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
V. Физическая пауза
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…
автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад.
автобус тормозит – отклонится вперед.
автобус поворачивает направо – наклоняются влево.
автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
VI. Закрепление знаний, умений, навыков.
Решение задач по вариантам, затем проведение взаимопроверки.
Задача 1.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Задача 2.
Сопротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6 мА. Каково напряжение на его концах?
Задача 3.
Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5 А, а напряжение на её концах 120 В.
Задача 4.
Сопротивление нагревательного элемента утюга 88 Ом, напряжение в электросети 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе?
VII. Домашнее задание: Открываем дневники, записываем домашнее задание -§ 44 стр.123-126, упр.29 № 2.
VIII. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся
Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики. Ученики показывают соответствующий их настроению на уроке смайлик.