Урок литературного чтения для 4 класса Е. Л. Шварц Сказка о потерянном времени


Технологическая карта урока
Предмет : Литературное чтение
Дата : 11.01.2017
Учитель начальных классов : Бахича А. Э.
Тема урока Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели урока: Познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;
Научатся : называть специфические особенности жанра литературной сказки , выделять главную мысль произведения под руководством учителя , характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
Образовательные
Познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца ; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей ;
Развивающие
Способствовать раскрытию нравственного смысла сказки
Воспитательные
Учить детей бережно относиться к своему времени и времени других , ценить время
Тип урока
Освоение нового материала
Форма урока Комбинированная
Опорные понятия, термины
Литературная сказка , волшебная сказка с элементами фантастики, пословицы, толковый словарь, синонимы, антонимы .
Новые понятия
Значение новых слов : ходики, керосиновая лампа , окладистая , пола, полы
Формы контроля
Чтение, ответы на вопросы , анализ текста .
Домашнее задание
Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени»
Е. Шварца. Подготовить чтение по ролям отрывка , в котором старики –школьники ищут друг друга . Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки
Оборудование
Портрет писателя, презентация к уроку, смайлики , учебник , компьютер , телевизор, аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой Литературное чтение .
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудни-чества)
1.Органи-зация начала
урока
Проверка готовности к уроку .-Проверим готовность к уроку.
Друзья мои ! я очень рада
Войти в приветливый ваш класс .И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю : каждый в классе гений ,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный , повседневный
Урок мы с вами проведем .Увидим мы театр волшебный , на сцену сказку позовем…
Сообщают о готовности к уроку .Фронтальный, индивидуаль-ныйП-осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.
Уметь слушать
II.Актуализа-ция опорных знаний
Проверка домашнего задания
Речевая разминка , дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе .Организует речевую разминку с развития техники чтения :правильного произношения слогов без искажения и их звукового состава , осознание читаемого текста .
-Прочитайте стихотворение друг другу , разделяя слова на слоги .
-Прочитайте друг другу орфографически.
-прочитайте орфоэпически .-Приготовьтесь читать выразительно .-Почему автор называет учебник учителем?
-Как вы думаете , от кого зависит успех в учебе –от учителя или ученика?
-Действительно , успех в учебе в огромной степени зависит о вашего трудолюбия и старания . А сейчас переходим непосредственно к теме урока.
Отвечают на вопросы учителя . Рассказывают о выполненной дом работе.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
-учитель у меня в портфеле !-Кто? Быть не может ! Неужели ?-Взгляни, пожалуйста ! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
-Из учебника мы узнаем много нового , он помогает нам в учебе . Когда дома, самостоятельно изучаем то , что пропустили по учебнику , он нас тоже учит.
-Каким бы ни был талантливым учитель , он не может научить того , кто не хочет учиться и ничего не делает Фронтальный, индивидуаль-ныйВыделять существенную информацию из текста .Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта . уметь слушать в соответствии с целевой установкой III.Сообще-ние темы урока. Определение целей урока
Учитель может начать урок с пословиц, которые записаны на доске:
Скучен день до вечера , коли делать нечего.
Откладывай безделье , да не откладывай дела.
-Встань рано , вразумись здраво , исполни прилежно .
-Прочитайте пословицы . Как вы их понимаете ?
-Что объединяет все пословицы?
-Какие еще пословицы на данную тему вы знаете?
-Одна из пословиц дала название новому разделу , который мы начинаем изучать . Прочитайте ее.
-Как вы думаете , о чем будут произведения в разделе с таким названием ?
-Прочитайте загадки и отгадайте их.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит ,
Не догонишь его.
(время)
Мы ходим ночью , ходим днем ,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час ,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
-Подумайте и скажите , как могут быть связаны между собою слова-отгадки?
-открывает раздел « Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
-Знакомо ли вам это имя? Какие произведения Е. Л. Шварца вы знаете ? Поднимите руку , кто это произведение еще не читал. Как вы думаете , о чем это произведение ?
-Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению , ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения ; познакомимся с биографией Е. Л. Шварца.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста , выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Учащиеся называют пословицы.
Перечисляют произведения Е. Л. Шварца.
Высказывают предположения. Фронтальный, индивидуаль-ныйПринимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать ,находить общее и различия , делать выводы .Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обсуждают тему урока.
Называют пословицы
IV.Подготов-ка
к восприятию произведения
Знакомство с биографией автора
Рассказывают о творчестве автора , свой рассказ сопровождает показом портрета произведения .
-Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец , земский врач , прекрасно пел, играл на скрипке .
«Словно сошел со страниц чеховского рассказа», -говорили о нем друзья Евгения . Под стать мужу была и жена .родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Учитель показывает презентацию и продолжает рассказ о писателе.
-Что хотите сказать ?-Какие открытия сделали?
-Что вам особенно запомнилось ? О чем бы хотели рассказать?
Слушают рассказ учителя , рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию , выделять последователь-ность
развития сюжета. V.Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.
Первичное закрепление произведения Проводит словарную работу
-объясните значения слов , выражений , записанных на доске .Проверьте свои ответы по толковому словарю .
-Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».
-Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться»
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
-как вы думаете , что может произойти с человеком , который бессмысленно ,бездарно проводит свое время , который попросту теряет его?
-А вот что случилось с детьми , учениками начальных классов , из «Сказки о потерянном времени « Евгения Шварца.
-Как звали героя сказки? Что с ним произошло?
-Когда происходят события , описанные в произведении?
-Где случилась эта история?
Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов :«Город еще не проснулся»
-Как выдумаете , сумеют ли дети вернуть свои годы?
-Какие чувства у вас вызывают у вас поведение ребят ?-В каких словах , по вашему мнению , заключается главная мысль прочитанной нами части ? Прочитайте их.
-Благодаря чему школьникам опять удалось стать детьми ?-Чему их научила происшедшая с ними история ?-А чему она научила вас ?-В каких строчках заключается главная мысль произведения ? Прочитайте их.
-Кто является главными действующими лицами второй части ? На какие две группы их можно
разделить ?Составьте таблицу «Герои сказки».
-По каким признакам искал Петя старичков-школьников ? Почему?
-Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков ?-Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?
Работают с толковым словарем:
Окладистая (борода)-широкая , густая.
Керосиновая(лампа)-лампа , заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль , накрытый стеклянным колпаком , освещает помещение
Ходики - небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, полы-нижняя часть раскрывающейся одежды.
-Хмурый-угрюмый , ненастный , невеселый , печальный.
-состариться –помолодеть.
-трудиться –бездельничать , лениться , лодырничать.
Петя Зубов. Он внезапно постарел .-В середине XXвека .Керосиновая лампа, счеты , часы –ходики, газета «Пионерская правда «- приметы того времени.
-В городе .Петя попал в лес , в избушку злых волшебников .
Прослушивают текст . Отвечают на вопросы , определяют жанр произведения . Отвечают на вопросы учителя. Доказывают , аргументируют свою точку зрения.
Составляют таблицу «Герои сказки»
Дети Злые волшебники
Петя Зубов Сергей Владимиро-вичМаруся Поспелова Ольга Капитоновна
Надя Соколова Марфа Васильевна
Вася Зайцев Пантелей Захарович
Работа в паре
Фронтальный, индивидуаль-ныйОсуществлять анализ произведения .Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение ,согласовывать усилия по решению учебной задачи .
Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре.
VI.Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное ,выборочное чтение и обсуждение содержания произведения . Организует дискуссию , выслушивает мнения , подводит итог.
-Что узнали о Пете Зубове?
-Прочитайте по ролям отрывок , из которого мы узнаем , при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах .
-Прочитайте о том , как встретился Петя с мамой.
-О чем думал Петя после встречи с мамой?
-Найдите отрывки , с помощью которых автор показывает , что все люди вокруг трудятся .
-Расскажите , как Петя нашел первую девочку , превращенную в старушку.
-Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?
-Одинаково ли было поведение детей?
-Как могло произойти обратное превращение ребят .-Почему они смогли победить волшебников ?-Как вы относитесь к ребятам ?-А как к ним автор относится ?-Заметили ли вы , что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки ?Найдите и объясните их смысл .
-К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии , корректируют , изменяют свою точку зрения .
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
-Петя и Маруся уже знали о том , что с ними произошло , а другие ребята еще продолжали лодырничать .
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы , читают пословицы
Фронтальный,
индивидуаль-ный Осуществлять анализ , формулировать свое мнение , строить монологическое высказывание . Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Участвуют в коллектив-ной беседе и дискуссии ,VII.Домаш-нее задание Объясняет домашнее задание
Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени»
Е. Шварца. Подготовить чтение по ролям отрывка , в котором старики –школьники ищут друг друга . Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки Внимательно слушают , задают уточняющие вопросы. Фронтальный, индивидуаль-ныйОсознавать , принимать и сохранять учебные задачи VIII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке , в том числе чтения . Организация подведения итогов урока обучающимися . Учитель предлагает оценить работу на уроке , заполнив таблицу самооценки. Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку , рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение , безразличное , грустное , печальное настроение)
Фронтальный, индивидуаль-ныйОсуществлять самоконтроль учебной деятельности