Технологическая карта урока по технологии по теме Комнатные растения в инрерьере квартиры


Технологическая карта урока технологии в 6 классе Комнатные растения в интерьере квартиры..1 Тип урока комбинированный
2 Тема Комнатные растения в интерьере квартиры. Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений.
3 Цель Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений
4 Задачи Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
развивающая- развивать пространственное воображение и внимательность;
воспитательная -  воспитывать эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность
5 Планируемые результаты Личностные:
Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
Предметные:
Знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
Развитие познавательных интеллектов и интеллектуальных способностей.
Закрепление умения работать с различными источниками информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Метапредметные:
Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
Закрепление умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
6 Основные понятия Фитодизайн, одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка, фитодизайнер, виды и группы комнатных растений, фитонциды, полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж.7 Межпредметные связи Биология, фитодизайн, информатика, география, ИЗО.
8 Ресурсы Основные: учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, комнатное растение, перчатки, фартук.Дополнительные: компьютер, линейка
9 Формы работы Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая
Дидактическая структура урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Организуют рабочее место Проверяет готовность учащихся к уроку - - Организация внимания
Актуализация опорных знаний Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях Выясняет степень усвоения изученного материала; определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины; создаёт условия по ликвидации обнаруженных недочётов Определение основного понятия урока «фитодизайн», основываясь на определения из разных областей Интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора Выполняют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Целеполагание Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала; формулируют тему урока; определяют цель учебной деятельности Предлагает обучающимся выявить какую роль играют комнатные растения в жизни человека и в интерьере жилища, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть Знакомятся с разновидностями комнатных растений, подготовив сообщения о них Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме
Изучение нового материала Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради, работают с учебником, составляют кластер в группах Объясняет роль комнатных растений в жизни человека, задаёт вопросы, приводящие к раскрытию новой темы, рассказывает об основных приёмах размещения комнатных растений, как нужно ухаживать за комнатными растениями, обеспечивает первичное закрепление новых знаний и понятий, объясняет что такое «кластер», как его составить и для чего он нужен.Слушая учителя, отвечая на его вопросы, открывают для себя новое понятие «кластер», работают в группах по составлению кластера Находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; умение работать с учебником и дополнительной литературой. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме
Физкультминутка Практическая работа Работая в парах, выполняют пересадку и перевалку комнатных растений; повторяют правила по техники безопасности, правила работы в парах Направляющая деятельность – инструктаж по выполнении.; проверка понимания учащимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности Практическая работа в парах пересадка и перевалка комнатных растений Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через правильное выполнения практической работыФормируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами
Рефлексия Производят взаимопроверку, рефлексию Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры» Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Составить паспорт растения, в котором указываются следующие данные: название растения, семейство, родина растения, степень освещенности, температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка. Овладение умениями работать с различными источниками информации, организовывать собственную информацию деятельности и планировать её результаты Развивают личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей
Учитель технологии и изобразительного искусства МАОУ «СОШ №1 с УИОП» город Губкин, Белгородская область
Карабут Светлана Петровна
Конспект урока технологии в 6 классе.
Тема: КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ КВАРТИРЫ. РАЗНОВИДНОСТИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.
Рефлексия: Какое у вас настроение? Прикрепите соответствующий смайлик.
Вступительное слово: На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий —
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
Весь под волосами
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Подокном моим.
Радуются птицы —
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою — лето,
Где цветов полно.
Ребята, вы послушали стихотворение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?
Правильно о комнатных растениях.
Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения?
Чем объяснить этот факт?
Вы правы: ухудшается экологическая обстановка, и недостаток общения человека с природой заставляет людей создавать зеленые уголки у себя дома и на работе, что говорит об актуальности данного вопроса.
Что нам нужно узнать о комнатных растениях?
Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным, лишенным самобытности. Необходимо украсить   наш дом, заставить его жить, дать ему душу. И мы обращаемся к природе.
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ КВАРТИРЫ. РАЗНОВИДНОСТИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.
Невозможно представить жизнь людей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас и радуют глаз зелеными листочками, прекрасными цветами и приятным ароматом.
А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?
Познакомиться с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, научиться выполнять пересадку растений.
Роль комнатных растений в жизни человек
Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.
История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет. Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические).
Одними из первых заморских диковинок были лимонные и  апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.
Олеандр, плющ – из Европы.
Бегония, кактусы, традескация – из Америки.
Алоэ, бальзамин, пелпргония – из Африки.
Примула, цитрусовые, фикус – из Азии.
(На Глобус прикрепляются названия растений)
Ребята, мы наглядно видим, что комнатные растения завезены к нам со всех континентов.
В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.
Комнатные растения – пожалуй, самое естественное и самое необходимое украшение любого интерьера, будь то комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, зрительно изменяя его размеры и форму, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфортным. Они психологически успокаивают.
Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.
 Вопросы учителя:
Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?
(Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.)
Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?
(Ответ: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища.)
Как влияют комнатные растения на организм человека?
(Ответ: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.)
«Если хочешь быть счастливым – выращивай цветы» (Восточная мудрость)

Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна.
Уч. стр 17 найти и записать определение «Фитодизайн».
Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках.
уч. стр17 заполнить таблицу (карточки с рисунками вклеить)
Таблица №1.
Основные приемы размещения комнатных растений
Одиночные растения Композиции из горшечных растений Комнатный садик Террариум
Рис.6 Рис 7 Рис. 8 Рис.9
При размещении растений следует учитывать их декоративную ценность и своеобразие.
Где ещё можно размещать комнатные цветы? Уч. стр 19.
Что такое «жардиньерка»? (определение записать в тетрадь)
Итак, как называется искусство оформления интерьера, создания композиций с использованием растений?
Как называется специалист, занимающийся составлением цветочных композиций? (Фитодизайнер)
Прочитайте стр. 19 уч.
Растения в больших помещениях.
Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Один-единственный декоративный зеленый цветок затеряется в широком пространстве. И, напротив, много мелких, но цветущих растений в корзинке или на подносе придадут ему необходимый красочный акцент. Исключительными декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды как драцена, фикус, бокарнея, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих.
Растения в малых помещениях.
Крупные растения подавляют пространство маленьких комнат, поэтому для таковых лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры – с листьями пошире или понежнее. Но слишком много их быть не должно, иначе впечатление от каждого отдельного цветка потеряется
Разновидности комнатных растений
Требования растений к окружающим условиям неодинакова. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).
Учебник стр. 20 заполнить таблицу
Таблица №1.
Требования растений к окружающим условиям
 
Теплолюбивые Бальзамин, папоротник, традесканция, комнатный виноград
Влаголюбивые Теневыносливые Традесканция, монстера, бегония
Тенелюбивые Плющ, драцена, кливияСветолюбивые Алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон
Прохладолюбивые Герань, гортензия, роза, лавр, цитрусовыеВ зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.
Давайте назовём их. Уч. стр 20.
Декоративно-цветущие растения.
Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения мало привлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.
Декоративно-лиственные растения.
К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев {пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.) Лианы.
Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.
Ампельные растения.
Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют гибискус, традесканцию и др.
Суккуленты.
Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.
Эпифиты.
Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.
По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп:
злаковидные,
кустистые,
растения с прямостоячими стеблями,
лианы и ампельные растения,
розеточные
шаровидные.
(записать в тетрадь)
Я просила вас подготовить мини сообщения в чем особенность растений каждой группы.
(сообщения детей)
Физкульт минутка.
Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем
Молодцы. А теперь поработаем в группах. ( объединение в группы по 4 человека)
У вас на столе лежат белые листы и художественные материалы. Вам нужно будет изобразить растение из той группы, о которой вы рассказали, в помощь вам стр. 22 учебника
(вывешивают на доску)
Чтобы комнатным растениям было комфортно в наших квартирах необходимо правильно выращивать комнатные растения, и правильно за ними ухаживать.
Уч. стр. 23 прочитать вслух «Технология выращивания комнатных растений»
(сделать запись в тетради)
Подбор растения
Приобретение и транспортировка
Подбор и подготовка почвы
Подбор и подготовка ёмкости
Посадка
Полив и опрыскивание
Очистка
Подкормка
Запишите в тетрадь новые слова и термины
На основании полученных знаний, с помощью учебника и дополнительной литературы мы будем составлять кластер.Кластер ( от англ. cluster - пучок, скопление) – это графическая модель, схема в виде разветвлённого древа, где собраны элементы со схожими параметрами.

Чтобы составить кластер полностью вам необходимо расширить свои знания о комнатных растениях. Сейчас вы попытаетесь составить кластер, используя материал, полученный сегодня на уроке.
На доске схема
на подставке полу столе подставке
комнатный садик
террариум
композиции
одиночные
почва
полив, чистка
пересадка
семенами
черенками
делением кустам
отрезками стебля
прививками


Расположение в интерьере
Размножение растений
Уход за растениями



Комнатные растения


Разновидности растений
Требования к освещённости
Посуда для цветов


контейнер
кашпо
гошоктенелюбивые
теневыносливые
светолюбивые
кустистые
шаровидные
розеточные
с прямостоячем
стеблем
прямостоячем стеблем
прямостоячем стеблем
прямымпрозеточные ссппрямоПрямостоячие стеблем
лианы
злаковидные
Ваша задача правильно расставить таблички
Молодцы. Вы хорошо справились с поставленной задачей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима ПЕРЕСАДКА (замена почвы без сохранения кома)
В случаях когда растения плохо переносят пересадку (пальмы), применяют ПЕРЕВАЛКУ
Технология пересадки растения Технология перевалки растения
1 Вынуть растение из старого горшка 1 Осторожно выбирать растение из старого горшка, сохраняя земляной ком
2 Поместить в посуду с водой, осмотреть корни 2 Подготовить новый горшок с дренажом
3 Подготовить новый горшок с дренажом 3 Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы
4 Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление. 4 Поставить растение в горшок, сохраняя земельный ком
5 Поместить в углубление растение, расправить корни 5 Заполнить пустые места почвой, уплотняя её
6 Засыпать корни почвой, уплотняя её 6 Полить и опрыскать растение
7 Полить растение (кроме кактусов) 7 Поставить в тень
8 Поставить в тень Сейчас на улице весна – самое время для этого действия. Я предлагаю выполнить практическую работу.
Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений»
(работа в парах)
Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, , почвенная смесь, растение, клеёнка, перчатки, лейка с водой, фартук.
Ход работы
(на листочках)
Извлеките растение из горшка ( выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)
Сделайте дренаж для нового горшка.
Выберите почвенную смесь соответствующую растению.
Выполните перевалку (пересадку).
Произведите полив.
Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
Уберите за собой рабочее место.
Подведение итогов урока
Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?
Как правильно поливать растение?
Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?
Люди каких профессий занимаются выращиванием цветов, созданием цветочных композиций, декорированием цветочных горшков?
Рефлексия:
Какое у вас настроение? Прикрепите соответствующий смайлик.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали вы?
Пригодятся вам эти знания в жизни?
V Домашнее задание. ( на выбор)
Составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры»
Составить паспорт растения, в котором указываются следующие данные:
 название растения, семейство, родина растения, степень освещенности; температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка.