ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ


ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ
ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2]
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната.
Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Задачи:
Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию; умение планировать и организовывать свою работу.
Использование игровых моментов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности; уважение к своему труду и труду других людей; умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
За основу своего опыта я опиралась на предложенные материалы выдающихся педагогов: В. В. Выготского, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. В.Воронковой и других.
Для исследования я использовала следующие методы – наблюдение, анкетирование, тестирование.
Слайд
Я, как воспитатель детей начального звена, работаю над отработкой у детей навыков учебного поведения, вооружением основными навыками самообслуживания, формированием навыков трудовой коллективной деятельности.
Труд детей в школе многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Слайд
Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших классах.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.
Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с дежурством по столовой, по комнате, по классу, помогая готовить все необходимое к уроками и занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Выделяется ещё одна основная задача трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему. В школе, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поэтому на своих занятиях я рассказываю детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, вместе читаем произведения о труде. Так у детей формируется уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, способствую воспитанию у них бережного отношения к результатам труда.
Слайд
Хозяйственно-бытовой труд так же необходим в повседневной жизни школы. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Работаю над формированием у детей элементарных хозяйственно-бытовых навыков: помогать убирать со стола, приводить в порядок комнату, класс, выполнять посильную работу на территории школы, общежития, участке. Дети ремонтируют книги, оказывают помощь малышам. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Слайд
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Мы подкармливаем растения, вскапываем землю на огороде и в цветнике, высаживаем рассаду, собираем семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).
Слайд
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов. Этот вид труда наиболее ярко отражается (помимо уроков ручного труда) в занятиях кружка. Дети изготавливают поделки. При этом они приходят к выводу, что их изделия могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому я планирую трудовую деятельность детей, постепенно усложняю воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитываю, анализирую и оцениваю работу по трудовому воспитанию своих детей.
Я проводила исследование со своими воспитанниками.
В исследовании приняли участие 12 детей. В исследовании использовались следующие диагностические методики по определению уровня трудовых навыков у детей младшего школьного возраста:
- наблюдение за организацией и содержанием труда;
- методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И.Медвецкой «Что такое профессия».
- диагностика обследования трудовых навыков у детей.
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей даны ответы по следующим вопросам:
1) Какая трудовая деятельность имела место в классном коллективе: дежурства.
а)по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы);
в)по уходу за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:
а)хозяйственно-бытовой труд (уборка комнаты: вытирают подоконники, мебель, помогают гладить одежду);
б)уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, помогают в изготовлении снежных фигурок, летом поливают цветы);
в)труд в природе.
Осенью собирают семена, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.
Зимой выращивают зелёный лук.
Весной помогают поливать всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.
г) ручной труд. (изготавливают поделки на занятиях кружка)
3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения, и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей по следующим разделам:
- труд в природе;
- хозяйственно-бытовой труд;
- ручной труд;
- трудолюбие в процессе дежурств;
- представления о труде взрослых.
Диагностика трудовых умений и навыков детей
Результаты по разделу «Труд в природе» сведены в таблицу.
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями
Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 5. Умение
отобрать необходимое оборудование 6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 4 5 3 3 6 5
4 6 Средний 6 5 6 7
Низкий 2 2 5 3 0 0
Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда.
Анализируя отношение детей к хозяйственно-бытовому труду определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду
Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 4 4
Средний 5 5
Низкий 3 3
Ручной труд.
Ребёнку предлагалось самостоятельно выполнить поздравительную открытку. Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Уровень сформированности отношения детей к ручному труду
Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 3 3
Средний 8 7
Низкий 1 2
Вывод:
У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.
Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:
Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Группа Б (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Уровень сформированности отношения детей к дежурству
Уровень отношения Дежурство
по столовой в комнате в классе
Высокий 4 3 4
Средний 7 6 6
Низкий 0 3 2
Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в классе.
Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.
Сформированность трудолюбия и отношения к труду.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей ставлю перед собой задачу - распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.
Необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Список использованной литературы.
1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
2. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/11/11/trudovoe-vospitanie-v-sovremennom-dou-i-seme6. http://xreferat.ru/71/4504-5-trudovoe-vospitanie- shkol-nikov-s-narusheniyami-intellekta.html.