Статья «Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»


Сергачев Николай Александрович, методист
СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
«Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
ВведениеИнтеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.Необходимые условия организации интеграционного взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования в целях реализации дополнительных общеобразовательных программ:
а) возможность осуществления перемещений обучающихся и (или) педагогов образовательных учреждений (организаций), входящих в сеть, или использования технологий дистанционного обучения;
б) возможность организации мониторинга хода обучения и результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования.
При интеграционном взаимодействии образовательных учреждений общего и дополнительного образования в целях реализации дополнительных общеобразовательных программ каждый педагог продолжает работать в своем образовательном учреждении, а обучающиеся – учиться в своих школах.
В условиях введения ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС должна стать интеграция программ общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Одна из главных задач образовательной политики в сфере дополнительного образования – обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одной из самых популярных услуг остается физкультурно-спортивная.
Спорт в полной мере обеспечивает социальный заказ на формирование жизнеспособной личности, спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе.
Основная часть
Выбирая модель взаимодействия отделения физкультурно-спортивной направленности СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье и общеобразовательных учреждений для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, нами была выбрана оптимальная для нашего учреждения модель – модель дополнительного образования. Данная модель предполагает создание единого программно-методического пространства внеурочной деятельности общего и дополнительного образования детей.
Целью реализации данной модели организации внеурочной деятельности является построение системы взаимодействия дополнительного образования и общего образования в целях создания условий проявления и развития интересов и способностей детей на основе свободного выбора.
Основными задачами реализации модели взаимодействия общеобразовательной и спортивной школы являются:
- обеспечение выбора учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- определение вариантов организации интеграционного взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;
- разработка рабочих программ для реализации физкультурно-спортивных направлений внеурочной деятельности;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; - привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В качестве основополагающих механизмов реализации дополнительных образовательных программ с целью обеспечения интеграции между учреждением общего и дополнительного образования детей выступает:
- проведение занятий в рамках секционной работы по физкультурно-спортивному направлению на базе школ;
- реализация программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности на базе школ за счет ставок тренеров-преподавателей спортивной школы;
- совместное планирование работы.
Работа отделения физкультурно-спортивной направленности СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье по реализации программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в рамках реализации ФГОС начата с сентября 2011 года на базе двух общеобразовательных школ района. С сентября 2012 года в работу включена еще одна общеобразовательная школа. В настоящее время внеурочной деятельностью физкультурно-спортивной направленности охвачено около 130 учащихся начальной школы. В рамках реализации программ «Спортивная игра» (приложение 1), «Развитие основных физических качеств и двигательных умений» и «Развитие физических качеств, необходимых в единоборстве» составлено перспективное планирование практических занятий для начальных классов, которое включает в себя основные элементы Федерального компонента государственного стандарта. Все занятия строятся в игровой форме с использованием подвижных игр.
Основной целью дополнительных образовательных программ, используемых в работе по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, является формирование основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Реализация данной цели связана с решением таких образовательных задач, как укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма, обучение физическим упражнениям, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, развитие основных физических качеств, формирование представлений об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Основными формами организации внеурочной деятельности, которые используют тренеры-преподаватели спортивной школы в своей работе, являются практические занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия, физкультурные праздники и соревнования, подвижные игры во время прогулок, проведение походов, организация спортивного отряда при детском оздоровительном лагере на базе общеобразовательной школы, привлечение детей в спортивные секции, классные часы, беседы, мини-лекции. Несмотря на небольшой опыт организации совместной работы спортивной школы с общеобразовательными учреждениями по данному направлению, стало традиционными проведение таких мероприятий, как Дни здоровья, осенний и весенний кроссы, игровые программы на воде, лыжные походы и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на практических занятиях. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся начального звена особое внимание тренеры-преподаватели уделяют проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Оценивая эффективность интеграционного взаимодействия спортивной школы и учреждений общего образования в области организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, необходимо отметить положительные моменты. Значимыми показателями для детей, вовлеченных во внеурочную деятельность, является стимулирование творческой и познавательной активности, содержательное наполнение внеурочной деятельности, демонстрация способностей, невостребованных основным образованием, проявление и развитие интересов на основе свободного выбора.
Главной проблемой интеграции общего и дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС является отсутствие практики обобщения и распространения опыта работы учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов учреждений дополнительного образования, работающих в условиях интеграционного процесса. Система организации и управления этим процессом требует совершенствования.
Заключение
Перспективами работы отделения физкультурно-спортивной направленности СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье по формированию модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС является:
- проведение мониторинга востребованности услуг;
- анализ имеющихся ресурсов для реализации программ в рамках ФГОС;
- разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определение вариантов организации интеграционного взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;
- заключение договоров о сотрудничестве;
- создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- разработка плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС;
- разработка и утверждение программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности;
- повышение квалификации тренеров-преподавателей по вопросам реализации ФГОС.
Список литературы
Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
приложение 1
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивная игра"
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности, для обучающихся 1-4 классов, разработана на основе Программы внеурочной деятельности. Игра Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова (Москва, 2011г); комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2007г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа данного курса представляет систему занятий спортивно-оздоровительного направления, направленную на укрепление здоровья, оптимальный уровень развития двигательных способностей, усвоение знаний и навыков учащимися 1 – 4 классов в области физической культуры и здорового образа жизни. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье.
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся, снятие психического напряжения, гармонизация социально-психологического состояния человека.
Основные задачи курса:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.
Формы работы: уроки здоровья, подвижные игры, настольные игры, познавательные игры, ситуативные игры, комплексные игры на местности.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.
Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип коллективности предполагает, что детская игра даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип диалогичности требует не столько равенства между педагогом и детьми, сколько искренности и взаимных понимания, признания, принятия.
Место проведения:
- в спортивном зале (холодное время года),
- на спортивной площадке (в теплое время года).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

п\пКласс Всего часов Теория Практика
1. 1 класс 66 16 50
2. 2 класс 68 18 50
3. 3 класс 68 18 50
4. 4 класс 68 18 50
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
спортивный инвентарь,
спортивный зал,
стадион,
игровые площадки,
игровая комната,
библиотека,
актовый зал,
аудио и видеоаппаратура, музыкальная техника.
Содержание программы 1-4 классы.
№п/п Темы занятий К-во часов
Первый год занятий
1 Первая встреча с игрой 4
2 Ителлектуально-познавательные игры 6
3 Подвижные игры 24
4 Настольные игры 18
5 Ситуативные игры 14
Итого 66
Второй год занятий
1 Встреча с игрой 4
2 Ителлектуально-познавательные игры 6
3 Подвижные игры 26
4 Настольные игры 18
5 Ситуативные игры 10
6 Комплексные игры на местности 4
Итого 68
Третий год занятий
1 Новая встреча с игрой 2
2 Ителлектуально-познавательные игры 6
3 Подвижные игры 30
4 Настольные игры 10
5 Ситуативные игры 10
6 Комплексные игры на местности 10
Итого 68
Четвёртый год занятий
1 Новая встреча с игрой 2
2 Ителлектуально-познавательные игры 10
3 Подвижные игры 22
4 Настольные игры 8
5 Ситуативные игры 10
6 Комплексные игры на местности 8
7 Ситуативно-ролевые игры 8
Итого 68
Содержание деятельности
1 класс.
Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Многообразие игр.
Интеллектуально-познавательные игры. Соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (транспорте, улице).
Подвижные игры. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды.
Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки, правила игры. Игры на бумаге (крестики-нолики). Игры: домино, лото.
Ситуативные игры. Парное взаимодействие в игре, противостояние влиянию.
Теоретические знания. Беседы по правилам личной гигиены.
2 класс.
Теоретические знания. Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил в игры. Опасности игры.
Интеллектуально-познавательные игры. Правила интеллектуально-познавательных игр. Викторины на знание правил дорожного движения.
Подвижные игры. Игры народов России. Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений. Игры народов разных стран, подвижные игры с малым мячом.
Настольные игры. Классическая игра шахматы, правила игры. Настольные игры как способы время провождения в семье и компании. Удовольствие от игры.
Ситуативные игры. Парное взаимодействие в игре. Упражнение в отказе на предложение: отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание.
Комплексные игры на местности. Игровые соревнования двух групп. Ограничение игровой территории. Правила игры. Техника безопасности в игре на местности.
Теоретические знания. Культура питания, «моё внутреннее я».
3 класс.
Новая встреча с игрой. Роли в игре и жизни. Игровая реальность. Серьёзное отношение к игре и игровое отношение к жизни.
Интеллектуально-познавательные игры. Вопросы на эрудицию и сообразительность. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы.
Подвижные игры. Полуспортивные игры состязания. Подвижные игры для развития ловкости, на развитие силы, реактивности, быстроты, скоростной выносливости.
Настольные игры. Игровые действия в настольных играх, передвижение фишек.
Ситуативные игры. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнёром.
Комплексные игры на местности. Игровые соревнования групп, правила игры, игровые задания. Техника безопасности на местности.
Теоретические знания. Знакомство с работой внутренних органов человека, правила питания.
4 класс.
Новая встреча с игрой. Игровые задачи. Игровая роль и правила игры. Предписания и ограничения.
Интеллектуально-познавательные игры. Познавательные игры по различным областям знаний.
Подвижные игры. Подвижные игры на развитие ловкости, быстроты, силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
Настольные игры. Виды настольных игр: битвы за пространство, преследование, замещение. Планирование индивидуального успеха.
Ситуативные игры. Игровая задача в ролевой игре(контакт, влияние на собеседника, переговоры). Правила ролевой игры.
Комплексные игры на местности. Игровые соревнования групп, правила игры, игровые задания. Техника безопасности на местности.
Ситуативно-ролевые игры. Использование игрового оружия. Изготовление игрового костюма.
Теоретические знания. Закрепление стремления к здоровому образу жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
улучшение здоровья учащихся;
формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
Приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, о способах организации взаимодействия друг с другом;
приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, опыта позиционного самоопределения;
развитие ценностных отношений школьника к другому человеку, стремления к открытому общению.
Виды универсальных учебных действий, формируемых на занятиях:
1). Личностные действия: самоопределение (личностное, жизненное), смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется), нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).
2). Регулятивные действия (оценка, контроль и самоконтроль, коррекция поведения, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий).
3). Познавательные действия: общеучебные универсальные действия (выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей).
4). Коммуникативные действия (постановка вопросов, управление поведением партнера, разрешение конфликтов).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основным результатом внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это бережное отношение к своему здоровью, а основа здорового образа жизни – физическая культура человека. Оценить результативность занятий можно по степени участия, как отдельного школьника, так и класса в целом, в спортивных соревнованиях, играх и состязаниях.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса, корректировке внеурочной деятельности.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся являются:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 ‒ 5 классы. ‒ М.: ВАКО, 2004.
Лангин В.О. Загадки и парадоксы шашечной игры.- СПб, 2000.
Обухова Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. ‒ М.: ТЦ «Сфера», 2001.