Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки как средство внедрения ФГОС второго поколения в образовательную практику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54
ГОРОДСКОГО ОКРУГА г. ВОРОНЕЖА



Тема доклада:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки как средство внедрения ФГОС второго поколения в образовательную практику»


Подготовила
учитель музыки
МБОУ СОШ № 54
Панина О.М.





2015 г.






Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.  Формами овладения информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point. Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой. Проектную деятельность можно использовать на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки в 6 – 8 классах ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Сложности возникают в компьютерном оформлении. На помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями и учителя информатики.  Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации. Презентации позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся.  Следующей формой деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель – систематизировать и обобщить ключевые знания, полученные в течение четверти и года. При защите проекта, презентации школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.  В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе. Появилась необходимость обучения учащихся приемам и способам ведения информационных архивов. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.  А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них  это и есть сама жизнь их души. Музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя новые направления исследований: 
· информационные технологии в музыке (применение мультимедиа в проектах; вопросы компьютерного анализа музыкальных произведений; информационный подход к содержанию музыки;
· роль информационных технологий в музыкальном творчестве: их значение в актуализации творческого потенциала; · информационные технологии в музыкальном образовании, практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;
· информационная культура учителя музыки: оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; информационные технологии в самообразовании музыканта. Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий.  Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки является метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Сегодня метод проектов используется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат. Вся проблема приобретает контуры проектной деятельности. Проектную деятельность можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки в 6 - 8 классах ученики могут использовать хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Сложности возникают в компьютерном оформлении. На помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями и учителя информатики. На уроке музыки в восьмом классе учитель предлагает решить, исследовать проблему «Может ли быть современной классическая музыка?» Ученик с одной стороны использует знания, полученные на уроках четверти, а с другой, применяет интегрированные знания, умения из творческих областей. Результат выполнения проекта должны быть «осязаемым», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. Требования к использованию метода проектов:  · Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например, исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран, сравнение идей музыки минувших эпохи и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно  это родник общей человеческой духовности»). · Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о музыке великих наших «современников» (композиторов прошлого), искусство которых, независимо от эпохи, в которую было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; совместный выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме). · Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. · Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). · Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы её решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов. Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают учителю накопить базу данных. Для работы с презентациями нами разработаны алгоритм для учителя и учащихся, которые мы используем в своей работе. Алгоритм работы с презентациями для учащихся: 1. Разбиться на творческие группы по интересам. 2. Выбор лидера-организатора; распределение обязанностей. 3. Получение задания. Поиск и сбор информации. 4. Коллективная работа: сортировка информации. 5. Консультация и редактирование информации с учителем. 6. Защита презентации. Алгоритм работы с презентациями для учителя: 1. Выбор тем по изученному разделу.
2. Постановка целей и задач перед учащимися. 3. Знакомство с источниками информации. 4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер. 5. Оценка творческой презентации. Лучшие компьютерные презентации Можно  представить на конкурс. Но главное для учителя  это приобщение ребёнка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству. С примерами компьютерных презентации, выполненных учащимися восьмых классов я предлагаю ознакомиться в приложении. Возможные темы презентаций на уроках музыки:  4 класс
«Обрядовые песни»
«Русские народные инструменты»
«Русские народные костюмы»
«Музыкальная культура Украины»
«Музыкальная Культура Японии» и т. д.


5 класс
«Опера»
«Балет»
«Роль литературы в инструментальной музыке».
«Музыка в кинофильмах»

6 класс «Разное воздействие музыки на людей». «Сила героической интонации в творчестве Л. Бетховена».  «В чём сила музыки В. Моцарта? 7 класс «Картина народной жизни в „Болеро“ М. Равеля». «Образ русской природы в творчестве С. Рахманинова» «Образы Руслана и Людмилы в музыке и литературе». «Противоборство музыкальных образов в увертюре „Эгмонт“ Л. Бетховена». "Вслушивайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем" о «Сонате № 14» Л. Бетховена. «Может ли быть современной классическая музыка?» «Бардовская (авторская) песня» «Великие наши „современники“. Л. Бетховен». В процессе использования информационных коммуникационных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Используемые для уроков Интернет - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
   Компьютерные технологии, программы помогают в формировании информационных Универсальных учебных действиях на уроках музыки и искусства. Какие же именно УУД формируются:
- Умение применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования информации; - Расширение источников информации; - Использование электронных энциклопедий, программ, практических курсов с целью расширения представлений о музыки и др. видов искусства;
- Обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования; формированию фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- Использование информации в проектной деятельности;
- Самостоятельная систематизация, обработка информации и ее анализ;
- Совершенствование работы с электронными носителями.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
Музыкальные проигрыватели
Программы для пения караоке
Музыкальные конструкторы
Музыкальные энциклопедии
Обучающие программы
Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ знаком любому пользователю ПК это  Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если надо привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
В программе «Музыкальный класс»,  есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.
В программе «Музыкальные кубики», дети определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.
Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта  композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве  как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека. Заключение.
Информационно  коммуникативный метод необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста.
Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
15