Статья «Доброжелательное отношение»

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ –
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЫ

В годы независимости Казахстана в плане реформирования образовательной системы государство стремится к её приведению в соответствие с мировыми стандартами образования. Активно на ниве казахстанского просвещения апробируются и внедряются в практику зарубежные модели обучения, инновационные технологии, формы контроля, различные системы мониторинга в зависимости от поставленных целей. Вместе с тем, нельзя не видеть определённых издержек процесса реформирования государственного образовательного сектора. В стремлении к инновациям или благополучию отчётности отходят по значимости на второй план первостепенные классические школьные приоритеты: качество знаний, доброжелательность отношений учащихся и педагогов в школьных коллективах. Неслучайно Детский фонд ООН держит в поле своего зрения вопросы создания школ доброжелательного отношения к ребёнку в центральной Азии. Крушение старой идеологии, новые экономические условия, всё больший крен в ориентации на западные идеалы и ценности привнесли в открытый молодёжный сленг «воровскую» и ненормативную лексику, а в жизнь школы в целом – систему выживания, в которой каждый ученик занимает определённое ему место в соответствии с негласными законами самоутверждения и самозащиты. С этими процессами напрямую связаны растущий подростковый и детский алкоголизм, суицид как социальное явление, жестокость отношений между сверстниками. В этих условиях и приобретает особое значение создание школ доброжелательного отношения к детям.
В процессе диверсификации учреждений образования через легализацию создания частных образовательных учреждений в 1992 году было открыто частное учреждение «Школа свободного развития «Альтер».
В контексте национальных стратегий «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050» школа «Альтер» выстраивает своё участие в государственных программах развития образования на базе широкой концептуальной основы реформирования государственной образовательной системы, составляющей частью которой является сегодня частное образование.
Частное образование в стране в целом и в Караганде в частности достаточно прочно утвердилось в школьном образовательном пространстве, хотя на сегодняшний день ещё достаточно изолированно, но факт утверждения неоспорим.
Глава Правительства С.Ахметов на октябрьском заседании Правительства отметил, что для успеха важно взаимопонимание между педагогами, общественностью и государственными и местными исполнительными органами. Без этого невозможна модернизация образования, призванная обеспечить повышение качества образования по стране. Школа «Альтер» в контексте новой образовательной парадигмы работает, ориентируясь на конечный результат. На протяжении двух десятилетий казахский и английский языки альтеровцы изучают со старших групп детского сада, в начальной и основной школе углубляют знание английского на специальных занятиях по программе дополнительных образовательных услуг. Изучение информатики, которой в условиях сегодняшнего дня придаётся всё большее значение, также ведётся с начальной школы и продолжается на уроках технологии в выпускных классах.
Школа «Альтер» успешно работает на рынке образовательных услуг Караганды 21 год. За два десятилетия наработан солидный педагогический опыт работы в условиях комплекса «школа - детский сад» полного дня доброжелательного отношения к детям.
Во-первых, в договоре прописан пункт о том, что школа обязана защитить ребёнка от любых форм физического и психического насилия. Изначально в концепции школы свободного развития взаимодействия педагога и учащегося определены как конструктивный и доверительный диалог сотрудничества. Глубину и прочность сотрудничества обеспечивают высоко квалифицированные педагоги с солидным стажем, опытом и энергичным стремлением «сеять разумное, доброе, вечное».
Во-вторых, в школе подобрались настоящие патриоты педагогического труда, с богатым профессиональным и жизненным опытом, с «другой» педагогической ментальностью, что позволяет им успешно сотрудничать с подопечными, каждым своим уроком утверждая простую истину – учение может быть радостным.
Сотрудничество даёт свои положительные плоды и в начальной школе, и в среднем звене, а в старших классах оформляется в совместную исследовательскую и проектную деятельность. Так, например, учащиеся Г.Ешмагамбетова, Э.Килинбаева, А.Павловцева, В.Пастухов, А.Семёнов приняли участие во II Международной научно-технической конференции школьников «Путь в науку – шаг к успеху», посвящённой героической Победе советского народа в Великой Отечественной войне против фашистской Германии (1941-1945гг), проходившей в городе Омске Российской Федерации.
Качественное образование в условиях глобализации мирового образовательного пространства невозможно без наличия квалифицированных учителей, заинтересованных в своей работе, профессионально компетентных и опытных. Школа поднимает профессиональный престиж и статус учителя среди учащихся и их родителей, в средствах массовой информации, через доступные средства интернет-коммуникаций. Администрация отслеживает состояние оплаты труда, чтобы заработная плата учителей была достойной затраченного ими труда.
Значимы и рабочие условия, над которыми администрация школы постоянно работает: компьютеризация учебно-воспитательного процесса и свободный доступ в интернет, доступность чёрно-белой и цветной печати, ксерокс, мобильная связь, телевещание, отлаженные вопросы питания, микроклимат в коллективе – всё это важные факторы, определяющие, будут ли педагоги продолжать работать по избранной профессии, и насколько эффективно они будут отдавать полученные знания своим подопечным. Успехам школьного развития способствуют внедрение новаторских инновационных подходов к обучению, учёт мнения учителей, их идей и предложений по вопросам жизнедеятельности школьного коллектива. Мудрость и креативность наших педагогов – Л.Белобородовой, Л.Болдыревой, Л.Кайржановой,, Ю.Каминской, Н.Королёвой, Ж.Макрашевой, И.Манченко, Р.Никулиной, А.Оспановой, С.Плотниченко, А.Риш, Е Фахрттиновой, В.Фединяка и других - позволяют им, с одной стороны, сохранять положительные аспекты старой образовательной системы, с другой – разрабатывать и внедрять инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с учётом требований дня.
Выполняя социальный заказ родителей, школа выстраивает индивидуально-договорную траекторию обучения учащихся с учётом рекомендаций психолога и медицинского работника. Как для родителей, так и для учащихся важна качественная школьная среда. Она начинается с частной охраняемой пришкольной территории, куда воспитанники выходят в сопровождении кураторов. Внутри школы создаётся и поддерживается благоприятная, доброжелательная обстановка для детей. По праздникам устраиваются на переменах «воробьиные» дискотеки. В классах и холлах отдыха установлены мягкие диваны. В хорошую погоду можно прогуляться или покататься на роликах по школьной аллее, выплеснуть заряд позитивной энергии на спортивных площадках или оценить навыки «street workouf'», погонять пинг-понг или сделать партию бадминтона, порулить на велосипеде или посоревноваться в мастерстве владения скейтбордом.
Дети в школе чувствуют себя свободно и непринуждённо. Учащиеся начальной школы на равных беседуют с выпускниками, а старшие всегда помогут младшим.
Основы личности и характера ребёнка закладываются в семье. Родители приводят детей в школу, задавая личную планку параметров, реализацию которых они систематически отслеживают в течение учебного года. Такая родительская позиция обеспечивает их активное участие в учебно-воспитательном процессе. Сотрудничество педагогов и родителей направлено на раннее развитие детей, формирование в них основных востребованных в обществе компетенций.
Дети и их родители уверены, что школа «Альтер» – безопасное, гигиеничное и здоровое место, оснащенное всем необходимым для получения полноценного среднего образования, позволяющего получать высшее образование в ведущих вузах Казахстана, России, в университетах Англии, Франции, Чехии, Болгарии, Италии, Малайзии, Китая и других стран. Качественная школьная среда обеспечивает равные образовательные возможности для альтеровцев, обучающихся в школе доброжелательного отношения к детям, в школе, которую мы, взрослые, называем островком счастливого детства.
Директор школы А.Печенин