Социальный проект для учащихся Интеллектуальный марафон — твои возможности

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области






Проект
«Интеллектуальный марафон –
Твои возможности»









Выполнила учащаяся 10 класса
Сливко Ольга,
Руководитель
зам. директора по ВР Кухарева Т.М.





с.Седельниково
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc307447493" 14Введение 13 PAGEREF _Toc307447493 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc307447494" 14I. Выбор проблемы 13 PAGEREF _Toc307447494 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc307447495" 14II. Сбор и анализ информации 13 PAGEREF _Toc307447495 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc307447496" 14III. Разработка собственного варианта решения проблемы 13 PAGEREF _Toc307447496 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc307447498" 14IV. Реализация плана действий 13 PAGEREF _Toc307447498 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc307447499" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc307447499 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc307447500" 14Литература 13 PAGEREF _Toc307447500 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc307447503" 14Приложение 13 PAGEREF _Toc307447503 \h 14141515
15
Введение
«Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. По данным психологов если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - на 80 - 90%. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Значение слова Интеллект по Ожегову: Интеллект - мыслительная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] умственное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у человека. Интеллектуальный – умственный, духовный, с высоко развитым интеллектом. Интеллект в Энциклопедическом словаре: Интеллект - (от лат. intellectus - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассудок), способность мышления, рационального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
А Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

I. Выбор проблемы
На заседании совета старшеклассников организации «Школьная республика» в начале учебного года было рассмотрено положение о разработке социальных проектов среди детских организаций образовательных учреждений Седельниковского района. Ребята рассмотрели основные направления воспитательной системы школы, традиционные мероприятия и выявили несколько важнейших вопросов, актуальных как для самих учащихся, так и для школы, села и района в целом. По основным проблемным вопросам были предложены темы и названия проектов. В ходе дискуссии было решено выяснить у педагогов школы, учащихся, родителей: насколько наши предположения актуальны. В результате анкетирования голоса распределились следующим образом: «Интеллектуальный марафон» - 37%, «Школа безопасности» - 29%, «Наши традиции» - 25%, «Правовая служба школы» - 9% (приложение№1).
Воспитательная система школы уже несколько лет работает над программой развития «Стать настоящим Человеком», направленной на воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника, задача которой создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной.
Мы выбрали проблему, которая нам близка и соизмерима с нашими возможностями, решение которой актуально для учащихся, педагогов и родителей: пропаганда интеллектуальных игр, как действенной формы проведения, развитие познавательных способностей, интереса к знаниям в разных сферах жизнедеятельности человека (Приложение 2).
II. Сбор и анализ информации
Для подробного изучения проблемы мы решили собрать необходимую информацию по данному вопросу.
В Законе РФ «Об образовании», в качестве важнейшей стратегической задачи в системе образования провозглашается воспитание, определяются его цели и пути их достижения. Особая роль в этом отводится образовательному учреждению как центральному звену этой системы. Согласно закону РФ “ Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, каждый ученик имеет право на получение качественного образования, на гармоничное развитие, на возможность самоопределения и самореализации. Решение проблемы развития современной личности невозможно лишь традиционными приемами школьного обучения.
Чтобы узнать, насколько важно и актуально выбрана проблема проекта, мы провели социологическое исследование среди педагогов и учащихся школы. В ходе социологического опроса «Желаете ли вы участвовать в реализации проекта «Интеллектуальный марафон» выяснилось, что 75% учащихся желали бы участвовать в проекте, 15% - видят себя в роли организаторов, 4% в роли оформителей, 6% - в роли счётной комиссии (Приложение №3).
Встретившись с зам.директором по НМР И.А.Хорошавиной и зам. директора по УВР Ф.С.Махмутовой, мы выяснили, что в школе в 2008 году был создан банк данных «Одарённые дети», в который входят лучшие учащиеся школы (31 человек), принимающие активное участие в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных играх, соревнованиях. В коридоре оформлен стенд «Ими гордится школы» приложение № 4), где размещены фотографии лучших учащихся. В 2010 году была издана федеральная энциклопедия «Одарённые дети - будущее России», в которую вошли трое учащихся нашей школы, четверо педагогов и руководитель школы Есипенко Е.В. (Приложение № 5). В школе ежегодно проходят олимпиады, предметные недели по циклам, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, творческие конкурсы между классами и классами нашей школы и Седельниковской школы №1, познавательные мероприятия, которые проводят социальные партнёры: Центр по работе с детьми и молодёжью, районный краеведческий музей, ДЦ «Светоч». На протяжении пяти лет (2002-2007гг.) сборная команда старшеклассников удерживала лидирующие позиции на районном интеллектуальном форуме, принимала участие в зональных конкурсах. Лучшими в команде были в разные годы: Михаль Виктор, Новоселов Александр, Смертин Александр, Болдаева Елена, Букова Татьяна, Изофатенко Максим, Димитрова Анастасия, Савинцевы Ольга и Юлия. (Приложение №6). В школьном музее хранится банк данных учащихся, которые окончили школу с отличием, золотой и серебряной медалью (Приложение №7). Сборная команда интеллектуалов-старшеклассников «Факториал» в 2011 году заняла 2 место в районном интеллектуальном форуме (Приложение №8). Капитан команды Жаркова Елена является ещё и победителем районных конкурсов по шахматам (Приложение №9). Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в Международных, Всероссийских, региональных конкурсах, занимая призовые места. Число творческих конкурсов и телекоммуникативных проектов, которые предлагают учащимся, увеличивается, но и увеличивается стоимость участия в конкурсах.
Проанализировав и взвесив всё, мы пришли к выводу, что наш проект даст возможность каждому участнику продемонстрировать приобретенные общеучебные знания, умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность интересов и повысить интеллектуальный уровень.
III. Разработка собственного варианта решения проблемы

Предполагаемый проект ориентирован на повышение интеллектуального уровня учащихся, развитие познавательного интереса, умственных способностей и вовлечение их в активную творческую деятельность.
Цель проекта: организация массового, интеллектуального ученического соревнования.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по данной теме, установить, каким образом с помощью интеллектуальных игр можно развивать познавательные способности детей.
Создать условия для самореализации личности учащихся.
Дать возможность каждому участнику продемонстрировать приобретенные общеучебные знания, умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность интересов.
Создать банк дидактических игр по развитию интеллектуальных способностей учащихся;
Определить интеллектуально развитых, эрудированных учащихся для сборной команды школы.

Сроки реализации проекта октябрь-май 2011-2012 гг.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: октябрь 2011г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2011-2012г.
Заключительный этап: май 2012г.
Место для реализации проекта: МКОУ «Седельниковская СОШ №2», с. Седельниково.
Девиз: «Если лучшим хочешь стать – надо много, много знать!»
Эмблема: «Мудрая Сова» (Приложение №10)
Участники проекта: учащиеся 1-11 классов, учителя предметники, классные руководители, родители, администрация, школьный библиотекарь, социальные партнёры.

План основных дел по реализации проекта
№ этапа
Сроки проведения
Основные дела
Ответственные

1.
Октябрь
Разработка проекта
Кухарева Т.М.
Сливко О.
Цеханович Е.

2.
Ноябрь
1.Старт марафона. (Подготовка творческих заданий для самостоятельного выполнения учащимися 1-11 классов).
2. Отборочный тур. Выполнение творческих заданий учащимися.
3.Оформление информационного стенда «Экран марафона» с заданиями и информацией.
4.Проверка выполненных заданий и обработка полученных результатов.
5. Определение победителей.
6. Размещение информации на сайте школы.
Хорошавина И.А.
Жаркова Е.
Коновальчик А.



Декабрь -март
1.Подготовка сценария игр.
2.Проведение интеллектуальных игр, конкурсов и творческих заданий.
3.Подведение промежуточных итогов марафона.
4.Награждение по номинациям.
5.Размещение информации на стенде и сайте школы.
6.Выполнение творческого домашнего задания.
Хорошавина И.А.
Сливко О.
Кухарева Т.М.
Федяева К.
Цеханович Е.
Зайкова В.
Жойдик Е.А.
Кирюба М.
Гайтулина А.


Апрель
1.Проведение заключительной игры марафона.
2.Подведение промежуточных итогов.
Хорошавина И.А. Жаркова Е. Коновальчик А.

3.
Май
1.Подведение итогов марафона.
2.Награждение участников марафона.
Кухарева Т.М.
Жойдик Е.А.
Сливко О.
Федяева К.

IV. Реализация плана действий
Приступая к работе над проектом, мы обсудили проект на Совете Школьной Думы, согласовали с администрацией школы и педагогическим коллективом, родителями. Ведь только совместными усилиями можно провести такую огромную работу (Приложение №11).
В реализации проекта будут задействованы представители разных групп общественности:
администрация школы, педагогический коллектив;
творческая группа учителей и учащихся 8-11 классов;
информационный комитет Совета школьной Думы;
средства массовой информации (филиал ГТРК «Омск», районная газета «Сибирский труженик»);
родители учащихся.
Для общего руководства был создан организационный комитет, который состоит из: председателя Совета Школьной Думы - Сливко Ольги, заместителя председателя совета школьной Думы - Цеханович Евгении, заместителя директора школы по воспитательной работе - Кухаревой Татьяны Михайловны, заместителя директора школы по НМР - Хорошавиной Ирины Александровны, старшей вожатой школы Жойдик Елены Александровны и учащихся 8-11 классов школьного комитета образования и воспитания в количестве 8 человек.
Оргкомитет конкурса является основным координирующим органом по подготовке, организации и проведению конкурса.
Оргкомитет:
Определяет и корректирует сроки проведения конкурса;
Разрабатывает критерии оценки работы;
Организует распространение заданий среди учащихся;
Ведет необходимую документацию по организации и проведению конкурса;
Представляет аналитические материалы по итогам конкурса;
На основании промежуточных результатов марафона утверждает победителей;
Оказывает необходимую организационную и методическую поддержку участникам марафона.

План и механизм реализации проекта
Интеллектуальный марафон проводится в несколько этапов:
Отборочный тур марафона (ноябрь).
Марафон начинается с зонального конкурса: выполнение творческих заданий. Вопросы каждого этапа будут вывешиваться на информационном стенде конкурса и на школьном сайте.
Ответы на вопросы зонального тура участники оставляют в вожатской комнате (кабинете № 34) в специальном ящике на листочке с указанием фамилии, класса, даты ответа.
Срок проведения зонального этапа 14 календарных дней.
Оценивание ведётся по 5-ти бальной системе в течение 5-7 дней. Результаты размещаются на информационном стенде и сайте школы.
Участие учащихся в районных олимпиадах.
2.Основной тур марафона (декабрь-март):
Подготовка сценария игр для 1-4, 5-8, 9-11 классов организационной группой;
Во время разработки сценария участники марафона выполняют домашнее творческое задание (составляют интересные вопросы, задания для зонального тура, лучшие из которых будут размещены на информационном стенде для интеллектуального саморазвития)
Проведение игр для учащихся школы: 1-4 класс – декабрь, 5-8 классы – январь-февраль, 9-11 классы – февраль-март.
Формы проведения интеллектуальных игр:
Интеллектуальная игра «Поросячий банк»;
Турнир «Гип-гип, ура!»
Игра – викторин «Наш любимый Буратино!»
Конкурс «Парнас дыбом»
Играем со знатоками;
Игра «Крепкий орешек»;
«Что? Где? Когда?»
Сто к одному;
Кто хочет стать знаменитым;
«Умники и умницы»;
«Поле чудес»
Во время проведения игр орг. комитет проверяет домашнее задание участников марафона и размещает результаты на стенде и сайте школы
В течение второго этапа проводится турнир по шашкам и шахматам – 2 раза в неделю;
Участие учащихся в областных олимпиадах.
3.Заключительный тур марафона (апрель)
Отборочный этап проходит по итогам двух первых туров марафона. Участник, набравший наибольшее количество баллов, приглашается в финальную игру.
Подготовка сценария семейной игры «Счастливый случай»;
Проведение игры с участниками финалистами совместно с родителями.
Проведение промежуточных итогов
Подведение итогов марафона, награждение, размещение результатов на информационном стенде и сайте школы.

Смета расходов по реализации проекта

Наименование
Кол-во
Стоимость

1.
Бумага для печати «Снегурочка»
2 п.
300р.

2.
Фотобумага
2 п.
472р.

3.
Грамоты
30 шт.
300р.

4.
Краска
4 шт.
640р.

5.
Мягкая игрушка (сова)
3 шт.
450р.

Итого:

2162р.


Средства для реализации проекта мы планируем получить на ярмарке товаров и услуг во время Зимней и Весенней недели добра, а также использовать спонсорские средства родителей.
По итогам проекта будет оформлен стенд с итогами участия учащихся и классов в интеллектуальном марафоне. На сайте школы будет размещена полная информация о ходе и реализации проекта. В районной газете «Сибирский труженик» мы расскажем о самых активных участниках интеллектуального марафона и его результатах. В ходе реализации проекта мы будем освещать интересные мероприятия и игры в видеорепортажах «Седельниковского филиала» ГТРК «Омск».
Заключение
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не «зубрить», самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Проект «Интеллектуальный марафон – Твои возможности» решает одну из проблем воспитания как, развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся. По итогам проекта ожидаются такие результаты, как
воспитание инициативности у учащихся,
повышение нравственной сознательности учащихся,
успешное функционирование методической системы работы с детьми;
участие школьников в конкурсах;
создание организационно-методических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем;
развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы.
По итогам всего интеллектуального марафона будет сформирована сборная команда интеллектуалов для участия в районном форуме.
Литература
«Последний звонок» - газета №9/2011
http://raevkagimnaz.3dn.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интеллектуальный марафон в школе. 5-11 классы: конкурсы, турниры, акции, фестивали/авт.-сост. Т.В.Хуртова. – Волглград: Учитель, 2008. – 265 с.
Одарённые дети – будущее России: Энциклопедия. – М.: Издательство СПЕЦ-АДРЕС, 2010. – вып. 5 (14). – 728 с.: ил.








МКОУ «Седельниковская СОШ №2» Проект «Интеллектуальный марафон – твои возможности»

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




иђ Заголовок 115