Урок химии в 10 классе Общественный смотр знаний по теме «Алканы. Алкены. Алкины.»

Автор Коряковцева Юлия Николаевна учитель химии МОУ Межевская СОШ


Общественный смотр знаний по теме
«Алканы. Алкены. Алкины.»

( урок проведен в 10 классе)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать у учащихся целостное представление об углеводородах различных классов, продолжить их взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения веществ на их свойства.

ХОД УРОКА:
Орг. момент (приветствие, готовность к уроку, настрой на активную рабочую атмосферу).
Постановка Ц и З урока.
Задача нашего сегодняшнего урока обобщить весь материал, изученный ранее по теме « Предельные и непредельные углеводороды»
Это очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, которые называются углеводородами.
- А что же такое углеводороды? (отвечают).
Основой всех УВ является элемент углерод. Углерод, который назвали «царем живой природы». Элемент№6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас от рождения до глубокой старости.
Эти вещества, как в индивидуальном, так и в виде природных смесей,(газ, нефть, уголь) служат сырьём для производства десятков тысяч более сложных оргвеществ, несут в наши дома тепло и свет! Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс, резины, средства бытовой химии и др.

- Я обращаюсь к вам с таким вопросом: «В чём же кроются причины многообразия УВ и соединений, образуемых ими?»
(ученики дают аргументированный ответ)
Дополнение: декан (С10Н22 – 75 изомеров, С14Н30- 1858 изомеров)

В этом безбрежном океане формул легко «утонуть» не только ученику, но и опытному химику. Поэтому ученые всегда стремятся классифицировать какое-либо множество, навести порядок в своем хозяйстве.
Кстати, не мешает это сделать и нам
ЗАДАНИЕ: Для вас приготовлены таблички с написанными на них формулами УВ, ваша задача – классифицировать их по отдельным классам. ( 1вар. – алканы, 2вар.- алкены, 3вар.- алкины).

( ребята работают в тетради, таблички с формулами им раздаются)

- Почему, например, этан С2Н6 вы не записали в одном ряду с бутеном С4Н8? ( на это ученики дают определение алканов и алкенов, приводят их общие формулы.)

- Одинаково ли строение молекул пред. и непред. УВ?
( к доске вызывается ученик для составления таблицы)
ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика
Алканы
Алкены
Алкины

Общая формула




Тип гибридизации




Наличие кратной связи




Типы связей





( в то время, пока ученик у доски заполняет таблицу, остальные принимают участие в «Аукционе картин»)

ЗАДАНИЕ «Аукцион картин» (его задача обобщить знания по вопросу изомерии)
« на лот выносится бесценная картина одного из известных художников

С6Н12

Эту картину приобретет тот, кто назначит самую высокую цену. Начальная цена – 1 изомер.
( Ребята в тетрадях составляют изомеры гексена, по желанию выходят к доске и записывают его формулы. Тот, кто напишет последний изомер – победитель.)

Далее подводятся итоги работы у доски.
***
Я предлагаю вам добавить к таблице ещё один сравнительный признак – качественная реакция. Предложите её сами, исходя из строения молекулы.
! Ребята должны помнить:
СОСТАВ – СТРОЕНИЕ – СВОЙСТВА (это вытекает из ТХСОС А.М. Бутлерова)

( у доски работают трое, записывают кач.реакции для алканов, алкенов, алкинов.)

ЗАДАНИЕ для остальных: «Если природа даёт добро, то химические реакции идут сами по себе. А я добавлю, если вы хорошо подумаете, то без труда выполните цепочку превращений.»

МЕТАН – ЭТАН – ЭТЕН – ЭТАНОЛ
/
1,2 - ДИХЛОРЭТАН

После выполнения заданий проверяется работа у доски и в тетрадях.

3. Подведение итогов (отмечаются ученики, выставляются оценки).