Технологическая карта урока Алкины. Ацетилен 10 класс


Технологическая карта урока
Предмет __ХИМИЯ_______________________________________ Класс _____10__________________________________
Автор УМК Габриелян О.С.
Тема урока Алкины. Ацетилен
Тип урока Изучение нового материала
Планируемый результат Предметные умения
-строение
- изомерия, номенклатура
- получение
- химические свойства
- применение
- изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.
- знать отличие алкинов по составу и строению от других углеводородов ; уметь составлять структурные и электронные формулы; указывать изомеры из предложенного перечня веществ и называть их; записывать формулы гомологов ацетилена и называть их.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные в ценностно-ориентационной сфере — формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
- развитие коммуникативности личности.
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
- в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные - описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Основные понятия Общая формула алкинов, ацетилен, тройная связь. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Гомологический ряд, изомерия (цепи, положения тройной связи, межклассовая между алкинами и диеновыми), номенклатура. Физические и химические свойства ацетилена. Применение ацетилена
Организация пространства
Межпредметные связи
Геометрия (пространственное строение молекул)
Физика (физические св-ва веществ)
Биология (влияние веществ на организм человека)
Информатика (навыки поиска информации в сети Интернет, работа с видеофрагментами) Формы работы
И – индивидуальная
Ф – фронтальная
П – парная
Г - групповая Ресурсы:
АРМ учителя
МКК (мобильный компьютерный класс)
Интернет, учебник, электронный раздаточный материал, инструктивные карты, схема опорного конспекта, шаро – стержневые модели молекул
Основные этапы занятия
Деятельность учителя Деятельность ученика Технологии,
формы Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности.
Организационный момент Приветствие учителя Приветствуют учителя, переключаются на учебную деятельность Р, К
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Предлагает
- определить недостающее в цепочке.
- вещество, соответствующее данному классу.
Какова тема урока? По цепочке ан↔ ен↔ диен↔,,,,,
Называют окончание, по нему определяют класс веществ
Ин Алкин Ацетилен
Алкины, Ацетилен Ф Л
РПК
3 Постановка проблемы, учебной задачи Что мы знаем об алкинах?
Что хотим узнать?
Перечисляют известные признаки алкинов:
- непредельность- общая формула,
- вид связи
- межклассовый изомеры – алкадиеновПредполагают свойства
- горения и присоединения
Примерные ответы детей
- особенности строения,
- виды изомерии
- получение
- свойства
- применение Ф РК
4 Открытие детьми нового знания. Организует работу в группах/ парах
Какими источниками информации мы можем воспользоваться?
В Вашем распоряжении: учебник, справочные материалы на планшетах, Интернет
Каждая группа получает инструктивная карты. В соответствии с заданием вы находите нужную информацию и готовите её представление.
Время на работу 5 минут. - учебник
- Интернет
- учитель
- справочный материал
Учащиеся работают в парах/ группах, самостоятельно изучают материал, обобщают и отбирают необходимое для выступления, распределяют обязанности для представления учебного материала.
П, Г ПРК
Л
Представление материала Группа 1
Рассказывает особенности строения ацетилена
Класс слушает, оформляет конспект
Задаёт вопросы выступающим. Г
И
Ф РПК
Л
5 Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт обобщающие вопросы.
Предлагает закрепить материал в ходе выполнения тестовых заданий.
Организует устную проверку. Группа – отвечает на вопросы одноклассников
Класс - отвечает на обобщающие вопросы учителя.
Выполняют задание. Проговаривают ответ при проверке. Оценивают свою работу. Ф
И
С+ РК
Л
Представление материала Группа 2
Рассказывает о гомологическом ряде и видах изомерии.
Класс слушает, оформляет конспект
Задают вопросы выступающим. Г
И
Ф РПК
Л
Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт обобщающие вопросы Группа – отвечает на вопросы одноклассников
Класс - отвечает на обобщающие вопросы учителя. Ф К, Р6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Предлагает составить формулы изомеров.
Организует проверку через документ камеру. Составляют изомеры в тетрадях.
Проверяют свою работу по образцу. И
С+ П,
РЛ
Представление материала Группа 3,
Рассказывает о способах получения.
Класс оформляет конспект, наблюдает процесс получения ацетилена.
Задёт вопросы выступающим. Г
И
Ф РПК
Л
Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт обобщающие вопросы Группа – отвечает на вопросы одноклассников
Класс - отвечает на обобщающие вопросы учителя. Ф К, РПредставление материала Группа 4,5,6
Рассказывает о химических свойствах и применении.
Класс из выступлений выбирает основные химические свойства, записывает реакции в тетради, наблюдает за химическими процессами
Задает вопросы выступающим. Г
И
Ф РПК
Л
Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт обобщающие вопросы Группа – отвечает на вопросы одноклассников
Класс - отвечает на обобщающие вопросы учителя.
Ф К, Р7 Включение в систему знаний Предлагает задание на знание химических свойств и способов получения ацетилена
(подобраны задания, дополняющие материал рассказанный группами) Прописывают схемы реакции.
Проверяют через веб- камеру.
Осуществляют самопроверку и самооценку. И,
С+ РПЛ
Включение в систему знаний и повторение Возвращает к таблице
Знаю хочу знать узнал Обобщают, перечисляют с чем познакомились на уроке. Ф РПК
8 Рефлексия. Организует эмоциональное обобщение изученного материала.
Опираясь на результаты самооценки учащихся, даёт качественную оценку труда учащихся.
Составляют синквейн.
Подсчитывают набранные за урок баллы, сравнивают со шкалой перевода. С+ Л
РК
9 .Д/з Задаёт Д/з П