План-конспект урока по теме: «Алкины. Ацетилен».


Остроумов И.Г., Габриелян О.С.
Химия. 10 класс (базовый уровень). Мнемозина, 2013.
Дополнительные источники: Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод, пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2008.
Задание по учебнику: параграф №7, упр.1-7, стр. 63-64 «За рамками параграфа»
Тип урока: изучение нового материла.
Тема урока: «Алкины. Ацетилен».
Цель урока. Дать представление об алкинах (гомологическом ряде, признаках гомологов), номенклатуре и изомерии алкинов. Изучить физические и химические свойства алкинов, их применение и способы получения на примере ацетилена.
Учащиеся уже познакомились с алканами, алкенами и алкадиенами; им известны признаки гомологов и изомеров; отличие в химических свойствах предельных и непредельных углеводородах.
Домашнее задание: параграф №7, упр.1-7, стр. 63-64 «За рамками параграфа»
Образовательная технология: проектная.
Методы: проблемный, проектный.
ФОУД: фронтальная, групповая, парная.
План урока
Организационный момент. Подготовиться к проведению урока, к эффективной работе на уроке.
Создание проблемной ситуации
Оборудование на столах учащихся: реактивы, плакаты с изображением молекул веществ и аппаратов, шаростержневые модели молекул веществ и др.
Оборудование и реактивы для проведения лабораторного опыта №3 стр. 224-225 учебника.
Учащиеся распределены по группам, у каждой группы свой набор оборудования или у каждой группы весь набор оборудования.
1-я группа. Молекулярная формула ацетилена, аппарат для резки и сварки металлов.
2-я группа. Шаростержневые модели молекул метана и ацетилена, образец карбида кальция.
3-я группа. Шаростержневые модели ацетилена и его ближайших гомологов.
4-я группа. Шаростержневые модели пентина-1 и некоторых его изомеров.
5-я группа. Шаростержневая модель ацетилена и склянки с растворами перманганатом калия и бромной водой.
6-я группа. Масштабные модели ацетилена и хлороводорода, изделия из поливинилхлорида. Схема получения хлоропренового каучука из винилацетилена и образцы резины.
Каждая группа получает задание, источники информации (инструктивная карта). Результатом работы каждой группы должен стать опорный конспект (схема) на бумажном и электронном носителях (мини-проект).
Обращаем внимание учащихся на оборудование на столах и формулируем проблемный вопрос: что объединяет данные предметы, изображения и т.д.?
Рабочая гипотеза: все предметы на столах связаны с новым гомологическим рядом углеводородов→Алкины→формулировка темы и цели урока.
Изучение нового материала
Л.О. №3. Получение ацетилена карбидным способом и доказательство его непредельных свойств (стр. 224-225)
Началом работы каждой группы является проведение лабораторного опыта №3. Его проводят подготовленные лаборанты в каждой группе после инструктажа по ТБ.
Возможно использование Единой коллекции Цифровых образовательных Ресурсов
Опыты: получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия, горение ацетилена, взрыв смеси ацетилена с кислородом.
1-я группа. «Историки»
ОС. «Профессия ацетилена» (области применения)
Англ. химик Э. Деви, карбид калия, «светильный газ»
Франц. химик М. Бертло, неполное разложение метана, С2Н2 – ацетилен
Ацетилен горит коптящим пламенем. Почему?
А. Ле Шателье. Самое горячее пламя - 4000∙С
Резка, сварка металлов.
Задача: получение ацетилена в больших количествах → поиск эффективных способов поучения.
2-я группа. «Технологи»
ОС. Способы получения ацетилена и его физические свойства
Физические свойства ацетилена: С2Н2-г., б/ц, б/з, м.р. в воде.
1500∙C
В промышленности: 2СН4 → С2Н2+3Н2 (пиролиз – это разложение соединения при нагревании без доступа воздуха)
В лаборатории и технике: СаС2+2Н2О →С2Н2+Са(ОН)2 (карбидный способ)
3-я группа. «Теоретики»
ОС. Алкины
СnН2n-2
Признаки гомологов
Одинаковый качественный состав (С,Н)
Количественно отличаются на группу -СН2-
Плавно изменяющиеся физические свойства (↑Мr, ↑ρ, г-ж-т, ↑Tкип. и ↑Tпл., ↓растворимость в Н2О)
Одинаковое химическое строение (С≡С)
Одинаковые химические свойства (горение, реакции присоединения)
4-я группа. «Теоретики»
Изомерия: изомерия углеродного скелета, изомерия положения тройной связи, межклассовая изомерия.
Номенклатура Алкины
Главная цепь содержит тройную связь С≡С
Суффикс – ин
Положение тройной связи С≡С указывают цифрой
Признаки изомеров
1. Одинаковый качественный состав (С, Н)
2. Одинаковый количественный состав
3. Разные физические свойства
4. разное химическое строение
5. разные химические свойства
5-я группа. «Химики»
ОС. Химические свойства ацетилена
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКИНОВ


ГОРЕНИЕ
ПЛАМЯ КОПТЯЩЕЕ

ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ РАСТВОРА ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ

РЕАКЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ +НСl→ +H2O→ реакция Кучерова
+H2→ +Сl2→
t, C
3C2H2 → C6H6
реакция Зелинского

Горение ацетилена
Реакции присоединения
А) гидрохлорирования (продукт-винихлорид, мономер для получения поливинилхлорида)
Б) гидратация (реакция Кучерова, каталитическая)
В) галогенирование (обесцвечивание бромной воды)
Г) тримеризация (реакция Зелинского)
Взаимодействие с раствором перманганатом калия (обесцвечивание раствора)
6-я группа. «Журналисты»
ОС. За рамками параграфа
Реакция полимеризации
Тримеризация, линейный триммер ацетилена, дивинилацетиленДимеризация, винилацетилен (бутен-1-ин-3)
Винилацетилен→хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3) →хлоропреновый каучук
Хлоропреновый каучук, нефтепродукты
Полиацетилен+иод, электронные устройства
7-я группа. Информационный центр, 2 ученика.
Задача центра: сбор итоговых работ каждой группы, создание общей презентации. Первый слайд – тема урока, дом. задание; последующие слайды – опорные конспекты каждой группы.
На основе своих конспектов каждая группа делает устный доклад на основе общей презентации.
Остальные учащиеся делают записи в тетрадях, дома оформляют ОК по темам всех групп.
Закрепление
Обсуждаем проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Ацетилен получают из метана и карбида кальция.
Ацетилен используется для газовой резки и сварки металлов.
Ацетилен – первый член гомологического ряда алкинов, углеводородов с тройной связью С≡С.
Для алкинов характерна изомерия углеродного скелета, изомерия положения тройной связи, межклассовая изомерия.
Качественные реакции на непредельные соединения – обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Хлорвинил – мономер для производства поливинилхлорида, используемого для изготовления изоляционных материалов. Хлоропреновый каучук получают из винилацетилена. Из данного каучука получают специальную резину.
V. Рефлексия
Пригодится ли вам информация, полученная на уроке в практической жизни?
Что нового вы узнали?
Понравилась ли вам форма проведения урока?
3 мин. организационный момент
Хотели ли бы именно так проводить уроки?
45 минут

3 мин. Постановка проблемы
Расчёт времени урока
18 мин. Основная работа в группах
3 мин. рефлексия
6 гр. по 3 мин. отчёты = 18 мин.