статья О профессиональной компетенции учителей в условиях модернизации образования


О формировании профессиональных компетенций учителей в условиях модернизации образования.
Потребность в изменениях современной общеобразовательной школы в значительной мере порождена кризисом профессиональной компетенции педагога. Казахстанской системе образования на настоящем этапе необходима качественно иная подготовка учителей, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационостью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем . Концепция Непрерывного Педагогического Образования Республики Казахстан обращает внимание на педагога новой формации: духовно развитую, творческую личность, обладающую способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Профессионализм педагога включает в себя эффективное с высокой результативностью выполнение педагогической деятельности, а именно, обучающей, развивающей воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений; организация учебной деятельности,проблема формирования профессиональных компетенций учителя разработана в педагогической науке достаточно детально в различных аспектах: методологические аспекты проблемы нашли отражение в исследованиях Ю.К. Бабанского, Н.М. Борытко Б.С. Гершунского, В.В. Краевского и др.; аспектам реализации компетентностного подхода в образовании посвящены исследования ряда учёных (В.И. Байденко, Т.Г. Браже, А.А. Вербицкий, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Рогов, А.В. Хуторской и др.); психологические аспекты проблемыполучили освещение в работах А.Г. Асмолова, В.П. Кузовлева, Н.Г. Подаевой, В.В. Рубцова и др.
Особенно интересовали меня труды ученых в контексте современных изменений системы об ее развития. В их числе работы В.Г. Афанасьева, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, В.Д. Шадрикова и др.; подробно изучались труды В.И. Загвязинского, Э.М. Никитина, Г.С. Сухобского и др., раскрывающие основные аспекты профессионального образования. Сравнивая с другими образовательными системами и осмысливая их основные идеи, мы с коллегами дискутировали о том, что на практике существует ряд противоречий между:
- индивидуальными потребностями учителей в овладении современными методиками и существующими подходами к организации повышения квалификации
-постоянно увеличивающимся объемом профессионально значимой информации и несовершенностью механизма устранения профессиональных затруднений учителей
- необходимостью развития компетенций, направленных на решение конкретных педагогических задач, и устаревшим знаниевым подходом к организации учебного процесса,
- отсутствием адекватных измерительных инструментариев профессионального развития учителя и механизмом формирования компетенций учителя .
. Учитель чувствует, что его подготовка и переподготовка должны теперь заключаться не столько в заучивании готовых ответов на вопросы, «что и как преподавать», сколько в развитии у него исследовательских и изобретательских способностей, которые позволят ему оперативно и точно самостоятельно находить на эти вопросы конструктивные ответы в стремительно изменяющихся обстоятельствах.
Из пяти параметров работы руководства, направленных на успеваемость учеников (по Робинсону), содействие и непосредственное участие в обучении и развитии учителей имеет величину эффекта 84%..Учителя уже не могут и не хотят работать по старому,по шаблону,по инерции. Действительно, как пишет А.А.Бизяева в своем пособии «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» « «только такой – думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека» И такие учителя должны стать основой рефлексивного коллектива, деятельность которого возможна в коллаборативной среде, среде творчества, взаимоподдержки, взаимопонимания, толерантности. Таким образом ,администрации необходимо определить основные приоритеты профессионального развития учителей школы:
1Поэтапное,планомерное обучение учителей новым формам профессионального развития, апробированных на практике - менторинг, коучинг, LS и AP.
2Применение новых подходов обучения
3Развитие коллаборативной среды, установление социального партнерства, профессионального диалога через сотрудничество и взаимодействие, сетевые сообщества.