Развитие творческой личности учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования


Развитие творческой личности  учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования
Решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет личность педагога. С личностью педагога спаяна творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора ,культуры, без развития способностей и устремления учителя к поиску более совершенных систем обучения. На творческий исследовательский характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцции, А.Дистервег, К.Д.Ушинский. А.Дистверг писал, что «без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он дервенеет, каменеет, опускается.» К.Д.Ушинский подчёркивал, что «работа педагога нуждается в постоянном воодушевлении.» С.Т.Шацкий отмечал, что «процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим ,ищущим». Что же включает  в себя понятие «творческая личность педагога»? Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя комплекса общих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода деятельности,-эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности ,воли. развитого воображения. Становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного «багажа», непрерывно пополняемого и обогащаемого. Читать и думать о прочитанном, смотреть кинофильмы и спектакли ,посещать картинные галереи, видеть памятные исторические места необходимо учителю: без этого очень трудно «найти себя» в творческой деятельности. Но как включить каждого учителя в инновационную деятельность? Выход в создании образовательной программы школы. Важно было, чтобы каждый учитель: дал обоснованную характеристику общеобразовательных и развивающих программ, вновь вводимых в содержание образования в соответствии с новыми целями; доказал обоснованность коррекции учебного плана, вводимых в его школьный компонент специальных предметов, необходимость в изменении системы дополнительного образования. Исходя из этого, в школе должны произойти изменения в управлении: должны возникнуть новые формы и структуры; будут создаваться в школе методические службы, представляющие два пространства: рефлексивное и свободное пространство самоопределения и соуправления. Организуя инновационный процесс в начальной школе, должны появиться  методические отделы: опытно-экспериментальный (планирование и обобщение опыта); консультативно – диагностический (опытные учителя помогают тем, кто начал эту работу); отдел по проблемам воспитания; аттестационный отдел (оказывает помощь учителям в прохождении аттестации), организация творческих лабораторий :дополнительного образования, правового воспитания, воспитания здорового образа жизни. Эти группы должны возникать на добровольной основе: учителя могут объединяться, чтобы решать вместе конкретную проблему. Для успешной работы сегодня нужно работать в тесной кооперации между собой: вместе планировать, вместе управлять, проводить взаимоконтроль, то есть решать все в совместной работе. Другое пространство – рефлексивное: педагогический совет, научно-методический совет, совещание при директоре и завуче. Это своего рода использование различных форм отслеживания и корректировки промежуточных и итоговых результатов и одновременно учеба каждого учителя. В течение учебного года каждый учитель должен готовиться к этим совещаниям по различным вопросам. При подготовке он обязательно должен изучить  теорию вопроса, смотреть, что получается у него и его товарищей. Для учителя имеет большое значение общественное мнение в образовательном сообществе. Можно создать в школе методический кабинет, который будет оказывать  помощь учителю, создавать условия для повышения профессионального мастерства и являться информационным центром. Здесь будут все (по возможности) современные педагогические журналы, педагогические новинки, вариативные учебники и программы, нормативно – правовая база, планирование, анализ и наработки школы за все годы. Вот тогда у педагога появиться творческий стиль в работе. Творческий стиль деятельности - это особый педагогический почерк учителя ,его индивидуальная манера работы. Формирование творческого стиля деятельности педагога зависит от комплекса внешних и внутренних условий. Сложившаяся система работы не решает полностью проблемы подготовки студента к творческой педагогической деятельности ,её необходимо совершенствовать в соответствии с требованиями школьной реформы .Чтобы уверенно подниматься по ступенькам педагогического мастерства ,учителю нельзя обезличиваться ,он обязан искать и найти себя, свой стиль деятельности ,раскрыть самобытность своей натуры. Творческий подход к делу ,подлинное мастерство предполагают индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором реализуются наиболее сильные стороны его личности. В учебном процессе всегда своеобразно сплавлено нормативное и творческое, обязательное и вариативное, типическое и индивидуальное. Прелесть творчества- в новизне , неповторимости, индивидуализированности решений, оригинальности подходов и средств .И если задуманное удается учителю, он испытывает высокое удовлетворение и может вслед за В.А.Сухомлинским с гордостью повторить: «Творение человека-это высшее счастье».
Литература:
1.Загвязинский В.И..Педагогическое творчество учителя.М.,2010г. 2.И.Б.Котова,Е.Е.Шиянов.Педагогическое взаимодействие. Ростов- на Дону,2006г3.ЛещинскийВ.И.КузнецоваС.С.,Кульневич С.В..Всегда ли прав учитель? М.,1990г.
4.Петрова В.Н..Педагогическое сотрудничество или когда нравится учиться и учить./Журнал Директора школы №4.М.,1999г
5.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л..Искусство преподавания.М.,2003г.
6.Якиманская И.С. .Развивающее обучение.М.2009г.