Консультация Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет Вагапова

Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет.

«У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения».
С.Я.Маршак

Речь, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. У большинства детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, я расскажу о работе со сказкой. Развитие связной речи с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Сказка близка мышлению ребёнка.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Работа с детьми показала, что при кратком пересказе сказки дети часто путаются в чередовании событий, не всегда могут назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторяются рассказы других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Я советую подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Дошкольное детство -  это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;
Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. . Это возможно через решение следующих задач:
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- воспитывать творческую личность.
Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Детям предлагается отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
Умелое использование инновационных методов успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
Этапы работы:
- Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
- Учить детей фантазировать, изобретать.
- Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью нетрадиционных способов развития речи.
С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий провожу следующую работу:
- Провела анкетирование по проблеме «Развитие связной речи детей».
- Выпустила памятки  «Факторы успешного речевого развития детей».
- В ДОО в этом учебном году был проведён смотр- конкурс совместного творчества «Сочиняем сказку», в котором родители приняли активное участие. Вместе с детьми изготавливали самодельные книги.
- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Дидактические игры по развитию связной речи».
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображении. Я использую эти игры, они очень нравятся детям, вызывают у них живой интерес.
«Я - герой сказки».
Знакомая сказка, конечно же, каким- то образом изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введён ребёнок в качестве значимого персонажа. Предложите пофантазировать, что произойдёт, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чём ему поведают?)
«Смена места действия».
Сюжет хорошо знакомый ребёнку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили были старик со старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; Теремок в океане; Козлята и волк на необитаемом острове и т.п.
«Открытые сюжеты».
Открытые сюжеты – это рассказы, сказки, истории с незавершенным финалом, который ребёнок придумывает по собственному усмотрению. Сначала ребёнку предлагается сюжеты, завершать которые можно по аналогии («Теремок» - «Рукавичка»). Текст рассказывается или читается до завязки, а ребёнок придумы
·вает дальнейшее развитие и окончание сюжета. В последующем ребёнку предлагают незнакомые тексты, в которых момент узнавания сказочного сюжета отсутствует или минимален. Ребёнок придумывает окончание, которое может быть выражено не только в словесной форме, но и в двигательной – инсценирование, драматизация, кукольный театр и т.п.
«Изменение сказочной развязки»
Дети – народ оптимистичный. Им свойственно переделывать «всё плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Поэтому возникшее у ребёнка желание изменить концовку знакомого сказочного сюжета должно быть беспрепятственно удовлетворено, в противном случае он всё равно сделает по-своему, только вы это не услышите. Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поётся о том, что он совсем не вкусный; или зверята из «Теремка» решают построить просторный новый дом, в котором всегда хватит места и можно принимать гостей.
«Анализ ситуации и ресурсов»
Каждая сказка – кладезь ресурсов, нужно только помочь ребёнку увидеть их, проанализировать и использовать. Тогда в любой реальной проблемной ситуации ребёнок будет действовать уверенно, принимая самые оптимальные решения. Рассказывая детям сказку, предложите им помочь главному герою найти решения проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей. Подобный анализ сначала проводят, используя знакомые детям сказки, и лишь за тем переходят к разрешению проблемных сказочных ситуаций во вновь предлагаемых сюжетах. Например, как в лесу Колобок может спрятаться от зверей (Повиснуть на яблони – стать яблочком; обмазаться мёдом и покататься по еловым иголкам – станет похожим на ёжика; спрятаться в ромашку – стать её серединкой и т.п.). Как зайцу из сказки «Заюшкина избушка» без посторонней помощи прогнать лису из своего домика (заколотить окна и двери, а лиса как проголодается, так сама из запросится, чтобы её выпустили; ночью устроить шум около домика, лисе будет не до сна она сама и убежит от зайца; закричать «охотники идут» - лиса их боится, вот и убежит).
«Событийная цепочка»
Этот приём помогает ребёнку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Предложите детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (например, с Колобком после того, как он вернётся к бабушке и дедушке; как изменится жизнь Красной шапочки после того, как её и бабушку спасут охотники). «Прогулка в прошлое героев имеет особый воспитательный смысл – она помогает ребятам осмыслить последствия тех или иных событий, учит их анализировать ситуацию, и прогнозировать результаты конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих. Например, предложите ребятам проанализировать детство Бабы-Яги, чтобы узнать, почему она стала такой злой и не красивой. Может быть в детстве она была весёлой и активной девочкой и звали её Ядвигой. Но однажды, поскользнувшись, девочка сломала ногу и не могла уже, как прежде, бегать и прыгать. Дети перестали принимать её в игры, и она сначала заскучала, а потом совсем перестала ухаживать за собой, расчёсываться и стала злой, вредной и некрасивой. Как можно было помочь девочке тогда? А что можно придумать сейчас, чтобы Баба-Яга перестала делать зло?
«Эмпатийное повествование»
Этот вариант игры со сказочным текстом предполагает обогащение эмпатийной способности ребёнка через образное восприятие персонажей, ситуации повествования и аргументацию различных точек зрения, включая и собственную. Предложите ребёнку поставить себя на место одного из героев и рассказать, что бы он почувствовал, как бы воспринял существующие события, проблемы в зависимости от того, чьими глазами он в данный момент пытается воспринимать окружающее. А как воспринимает подобную ситуацию другой герой? Ведь восприятие и образ, например, добра и зла у различных персонажей будет совершенно отличным. В данном случае у ребёнка появляется возможность не только познать состояние героев, их настроение, точки зрения на происходящие события, нравственные, но и как бы прожить несколько жизней, обогащая свой эмоционально- нравственный багаж новыми впечатлениями и чувствами. Творческие задания могут быть и такими: показать, как Баба- Яга (Айболит, Бармалей и др.) смотрится в зеркало (пробует нелюбимое блюдо, выслушивает комплимент, смотрит вдаль и т.д.) и что при этом говорит, какое у неё настроение в этот момент, какие чувства она испытывает и как, в чем они выражаются.
«Перевирание сказки».
Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя её повествование. Ребёнок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в своё русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка». Взрослый (начинает): «Жила- была Жёлтая шапочка». Ребёнок: «Не Жёлтая, а Красная». Взрослый: «Да, Красная, её так папа назвал». Ребёнок: «Не папа, а мама» и т. д. В рамках данного приёма работа может идти в двух направлениях: когда ребёнок исправляет вас, продолжайте рассказывать немного реального текста, а потом вновь вводите изменения, но линию сказочного повествования выдерживайте в соответствии с исходным содержанием; изменяя сказку в самом начале, ведите её повествование за ребенком, а потом совершенно измените сюжет настоящей сказки, включая в действие либо новые персонажи, либо вводя препятствия, либо меняя место действия. Этот приём способствует переживанию ребёнком сказки заново. Он уже начинает играть не только с персонажами, сколько с самим с собой, становясь одним из значимых героев сюжета.
«Сказочная путаница».
Сначала ребёнку предлагают распутать клубок из сказок: «»Жили- были дед да баба. Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живёт? Выгляни в окошко- дам тебе корытце» и т. д. После того как ребёнок справится с заданием, ему предлагают придумать «путанное» продолжение сказки. В дальнейшем ребёнок вполне самостоятельно придумывает сказочные сюжеты.
«Задом наперёд»
То есть рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки- иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Хороший - плохой»
В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Машеньку?
«Увеличение- уменьшение»
Предложите детям, например, выбрать, какими (или кем- великаном или гномом) они хотели бы стать, чтобы, например, быстро ходить, хорошо прятаться, сорвать яблоко с верхушки высокого дерева и т.д. А если репка с горошину, а золотое яичко с гору?
«Свойства наоборот».
Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, мышата Круть и Верть работящие, а Петушок ленивый и т.д.

Таким образом, использование инновационных методов, технологий являются эффективным средством речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали общительнее, не боятся высказывать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни.  
Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


Заголовок 115