Планирование-конспект внеклассного мероприятия для детей начальной школы Роспись Торжокской глиняной игрушки.


Внеклассное мероприятие «Глиняные игрушки» с презентацией и с последующей росписью Тверской (Торжокской) глиняной игрушки – селезня.
Тема: «Тверская глиняная игрушка».
(ознакомление с известными глиняными игрушками, раскрашивание кистью элементов растительных узоров, украшающих Тверскую игрушку).
Цель: познакомить детей с промыслами города Торжка, с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.
Задачи:
Образовательные:- ознакомить с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки,Развивающие:- развивать художественный вкус и творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций;- углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки;- развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять общее.Воспитательные:- создавать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов (Дымково, Филимоново, Карпоголя и г.Торжка);- воспитывать у школьников любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству; бережное отношение к традициям своего народа;- воспитывать у школьников стремление создавать красивые изделия по мотивам народных глиняных игрушек.
Оборудование:
- для учителя: проектор, интерактивная доска, фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек; глиняные игрушки торжокских мастеров,
для учащихся: клеёнки, тряпочки , глиняные фигурки птицы-селезня, гуашь, кисти.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Все ли нужные принадлежности для рисования есть на парте? Проверьте!
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из древних промыслов нашего народа - глиняной игрушкой и сами окунемся в интереснейшее занятие - росписи Тверской (Торжокской) глиняной игрушки.
Совсем недавно мы с вами говорили о Торжокских золотошвеях. А вот какова тема нашего сегодняшнего занятия , отгадайте сами:
В лесах синих зародилась
Из глины красной заводилась,
Из песочка чистой речки,
Обжигалась в жаркой печке,
Краской яркой покрывалась,
И в узоры наряжалась.
Как вы думаете, о чём идёт речь? (глиняная игрушка)
3.  Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства. Её история.  Народные центры».
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного  быта. Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Древнейшие глиняные игрушки на территории нашей страны найдены археологами давным –давно. Тысячелетия служат людям изделия из глины
Слайд1.Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки. Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа: птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами (точки, капельки, овалы). Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили.Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи.Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Сегодня мы посмотрим и сравним эти игрушки : что у них общего и в чём разница.
Слайд 2.Особенно стали известны глиняные игрушки из села Дымково (Вятская обл.), С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково?
- А почему оно так называется?
Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму было. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Посмотрите и назовите цвета, которые вы тут видите.
Слайд3. Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.
Слайды 4-5.Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
Слайд6 .Теперь посмотрите на Филимоновскую игрушку.
Как вы думаете называется деревня, где делают эту игрушку?
Филимоново
Филимоновская игрушка.
Деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих игрушек.
Слайд 7. Чем отличается эта игрушка от Дымковской ?У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из белой, с синеватым оттенком глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.
Образы игрушек: высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки статные, длинноногие, чуть смешные.
Слайд 8. Разнообразны и животные- свистульки: коники, коровки, бараны, птицы-курицы и какие-то невиданные, фантастические существа.
Какие цвета вы видите?
Цвета: малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый.
Орнамент: чередующиеся радужные полосы, елочки, кружочки.
Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.
Слайд 10. Карпогольская игрушка
Рассмотрите фигурки. Что общего? И в чём различие?
Слайды 10,11
Фигурки изображают мужчин и женщин.
Мужчины с бородой, женщины в широких юбках в головном уборе. Все заняты каким-нибудь делом.
Слайд 12. А теперь посмотрите на эти сказочные образы (кентавры)
Могучий богатырь с туловищем коня
Цвета для росписи неяркие, приглушенные: серый ,зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый
Орнамент поперечные полосы, косые крестики, овалы.
Что общего между глиняными игрушками, принадлежащими к разным художественным промыслам?
4. Анализ особенностей глиняных игрушек из различных центров (форма и колорит).- Внимательно рассмотрите глиняные игрушки из разных мест нашей страны.- Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов).- Сравните глиняные игрушки. Что общего в их пластике, и чем они различаются?
5. Выводы.
Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Сделаем вывод:
Дымковская игрушка:Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими глиняными игрушками благодаря её колориту.Они очень нарядные.Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны.Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток.Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые.
Филимоновская игрушка:Весёлая и нарядная.Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.
Слайд 13.
Торжокские игрушки известны с давних времён..Когда-то в Торжке на улице Гончарной жили гончары, которые изготавливали из красной глины посуду. А из остатков лепили для детей свистульки в виде птичек,уточек- Самые обычные домашние животные: птицы, уточки, веселые петухи . Но как они красивы. Посмотрите на них.
Слайд 14 Их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами (точки, капельки, овалы).
Физкультминутка. Панда 6. Роспись игрушки.
Работа учащихся по росписи игрушки.
- А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. И будем мы начнём расписывать нашу Тверскую игрушку селезня.
Все действия делайте со мной.
На интерактивную доску выводятся все этапы покраски.


1этап 2этап (вид спереди) 2 этап (вид сзади)

3 этап (вид спереди) (вид сверху) 4 этап

5этап 6 этап 7этап

8этап 9 этап 10этап (заключительный)


7. Выставка работ учеников (комментарий учителя).
8. Подведение итогов.
- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?- Сумеете теперь отличить дымковскую, филимоновскую и торжокскую игрушку друг от друга?