Урок литературного чтения по теме Николай Носов Затейники (2 класс)


Урок литературного чтения
Предмет: Литературное чтение (Изучение нового материала)
Тема: «Н.Носов «Затейники».
Продолжительность: 45 минут
Класс: 2 класс
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом
«Затейники»;
Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебник, в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в группе;
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, грамзапись.
1. Орг. Момент.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
2. Речевая разминка.
Сегодня на уроке чтения нас ждёт очень важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Для хорошей работы надо подготовиться. Проведём речевую разминку.
Мы ссорились, мирилисьИ спорили порой,Но очень подружилисьЗа нашею игрой.
Игра игрой сменяется,Кончается игра,А дружба не кончается.Ура, ура, ура!
Прочитайте стихотворение про себя. О чём говорится в этом стихотворении?
В стихотворении говорится о том, что любая игра помогает подружиться.
Прочитайте, выделяя голосом, подчёркнутые слова, прочитайте радостно, удивлённо,
Итак, готовы к работе? Да.
3. Определение темы урока и постановка целей урока.
Чтобы определить тему урока, надо разгадать кроссворды. Для этого надо вспомнить изученные на прошлых уроках произведения. Работать будете в группах. Повторим правила работы в группе. (Читаем правила )У каждой группы свой кроссворд. (5 мин)
Какие слова получились?
Затейники Николаевич Носов Николай . (прикрепляю на доску, как их называют)Всё поправляем.
Тема сегодняшнего урока: Николай Николаевич Носов «Затейники».
Какие цели поставим на урок? (слайд )Познакомимся с творчеством Носова;
Узнаем, кого называют затейниками;
Будем учиться составлять план.
Будем тренироваться быстро, правильно читать.
Рассказ о творчестве Носова.(3 мин)
Н. Носов родился в Киеве. Он написал много рассказов о ребятах. В 1954г. Вышла первая книжка-сказка Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Н. носов не сразу стал писателем. Он сменил много профессий. Поступил сначала в Киевский художественный институт, потом в Московский институт кинематографии. Был постановщиком научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.
Ребята, прочитайте название и скажите, кого называют затейниками?
Подберите к слову затейники синонимы (фантазёры, организаторы, выдумщики, весельчаки.) Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? А сейчас узнаем как объясняет это слово в словаре Ожегова. Нам прочитает Маша Мезенцева.
Итак, затейники - это организаторы веселья.
Как вы думаете, о ком или о чём будет наше произведение?
4. Первичное восприятие произведения.
Чтобы проверить наше предположение, прослушаем произведение Носова «Затейники». Слушайте внимательно и определите, к какому жанру относится это произведение: басня, стихотворение, скороговорка, рассказ, сказка. (слайд)
В героев какой сказки играли ребята?
Это рассказ, Почему вы так думаете? Нет рифмы, нет волшебства, а все события идут последовательно друг за другом.
Молодцы! Перед тем, как начнём работать над рассказом - проведём физкультминутку
Сейчас будем читать рассказ по частям и отвечать на вопросы.
5. Вторичное осмысленное чтение произведения.
Вопросы: 1. Почему ребята назвали себя затейниками?
Какую сказку читали дети?
Что придумала Валя?
2. Прочитайте предложения, в которых говорится, как ребята строили дом.. Почему в домике очень темно?
С каким настроением ребята жили в домике? Настроение у них было весёлое, бодрое.
3. Почему дети выскочили из-под стола?
Кого испугались дети? Самих себя.
4. Что увидели дети в комнате? В комнате никого нет.
С каким чувством они зашли в комнату? Страха . Докажите словами из текста. Почему игра прервалась?
Почему Носов назвал рассказ Затейники?
Можно ли считать рассказ поучительным? Почему?
6. Хорошо.
Прочитайте цели нашего урока. Какую цель мы ещё не достигли?
Правильно. Будем учиться составлять план. Работа будет по группам.
1 группа. Составить план из предложений текста
2 группа. Составить обычный план
3 группа. Составить картинный план.
4 группа. Подобрать опорные слова по порядку. Можно читать текст.
После выполнения работы каждая группа расскажет, что у них получилось.
Сначала на доску прикрепляет 1 группа, рядом 2, затем 3, а после этого 4 группа -слова- опоры.
1.Один раз мы читали сказку «Три поросёнка» 1. Дети читали сказку «Три поросёнка» Затейники, читали сказку,Три поросёнка, прыгали , кричали,
2.Вот и получился дом. 2. Строительство дома. Сделаем домик, залезли под стол, серый волк, нет окошек.
3.Может быть серый волк? 3. В домике есть ещё кто-то. Схватит за ногу, испугались , выбежали,
4. Так и не стали больше в три поросёнка играть. 4. Игра закончилась. Открыли дверь, дёрнул одеяло,обрадовалисьИтак, у вас получилось три вида планов, вы отлично поработали, Молодцы! А для чего мы составили план? Чтобы легче пересказывать. Все цели урока достигли.
Подумайте, за что можно похвалить ребят?
За что их можно поругать? А вы сами играете в такую игру?
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? Что бы сказали соседи?
Какой урок вы извлекли для себя?
(Чтение с различными интонациями. (рисунки лиц)
7. Рефлексия
1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Мне запомнилось…
4. Меня удивило…
5. Было трудно …
Дом. задание пересказ всего рассказа или пересказ понравившейся части.