Разработка урока по русской литературе: «Е.Носов. Рассказ «Кукла»(«Акимыч»)»





Цель урока:
знакомство с творческой манерой писателя;
углубление навыков анализа текста;
знакомство с историей возникновения кукол;
роль игрушек в жизни детей и их отношение к
игрушкам;
вызвать интерес у учащихся к литературе, чтению;
развивать умения сопоставлять и сравнивать
отдельные отрывки.
Оборудование:
выставка книг, журнальных публикаций Е.Носова, его портрет, игрушки учащихся.
(За несколько дней до занятия дается опережающее домашнее задание- прочитать внимательно рассказ и принести на урок любимые игрушки (куклы, машинки и др.).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вопросы по биографии и творчеству Е.Носова.
- Сколько лет было Е.Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?
- Какие события происходили в городе во время Великой Отечественной войны? (битва за курскую дугу)
- Кем и где работает писатель после окончания школы?
- Какова главная тема его творчества?
3. Работа по рассказу «Кукла».
Слово учителя.
-Игрушки- приятное воспоминание раннего детства каждого из нас. Давайте сегодня погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках.(Учащиеся показывают принесенные из дома игрушки и рассказывают о них). Какую роль они играют в вашей жизни и в жизни каждого человека?
1-й ученик.
- Игрушки приносят большую радость, являются украшением жизни.
Учитель.
- Ребята, на ваших партах лежат очень интересные тексты о возникновении игрушек, кукол. Игрушки ярко и образно рассказывают об истории нашей страны, о прошлом народа, о его богатой национальной культуре. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.
(Один из учеников вслух читает текст об игрушках).
- Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.
В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Это был своего рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем тверже кусок дерева, их которого вырезана кукла, тем отважнее, считалось, будет тот, кто с ней играет.
Куклы же для девочек были куда сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус, показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было узнать, сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя. Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет ее владелица.
Французские куклы уже с 15 века стали законодательницами игрушечной моды и стоили безумно дорого. Для них, как и теперь для Барби, делали целые кукольные дома с полной обстановкой. И не какой-то пластмассы, а из ценного красного дерева, посуду - из серебра и фарфора. Все это хранилось в доме и передавалось по наследству от матери дочери.
Впервые десятилетия 20 века в каждой крестьянской семье распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой- и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству – вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки. С пяти- шести лет создавали самодельные игрушки, которые поражали разнообразием. В народе замечали, что когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же обращались небрежно с игрушками – быть в доме беде. Кукле отводили важную роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы поощрялись.
В старину часто «бывало» кукла на свадьбе, украшала свадебное печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья коса».
Учитель.
- Ребята, вы, наверное, не знали откуда, когда, как возникли куклы. Многие сведения для вас были новыми. Зато вы сейчас знаете историю возникновения кукол. Мир меняется, но девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики – гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы, мяча и кораблика еще не закончилась. Какими они будут завтра, зависит от нашей фантазии и нашего желания сотворить добро.
А сейчас, ребята, перед тем как перейти к нашему главному рассказу, прочитаем отрывок из произведения зарубежного, французского писателя В.Гюго «Козетта». Слушаем внимательно, а потом обсудим, какую роль кукла сыграла в жизни Козетты? Как относятся авторы к игрушке?
(2-й ученик читает вслух отрывок, остальные слушают)
«…В первом ряду витрины на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу в два фута, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет… Козетта… не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, н эту «даму»,как она называла ее. Бедное дитя замерло на месте… Лавочка показалась ей дворцом, а кукла – сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее… перед маленьким жалким существом… Она говорила себе, что надо королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такой «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!..» Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось,что это феи и ангелы… Торговец… казался ей чуть ли не самим богом». «Счастье поиграть куклой было редким для нее – оно таило в себе неистовство желания» (В.Гюго).
Беседа по данному отрывку.
Учитель.
- Как автор показывает куклу?
3-й ученик.
-Автор в первую очередь обращает внимание на размер куклы: огромная, вышиной в два фута. В описании внешности писатель выделяет глаза, лицо, волосы, платье: «эмалевые глаза, роскошные блестящие волосы, с золотыми колосьями на голове, розовое креповое платье».Трепетное отношение девочки к кукле показывает, что это первая настоящая кукла в ее жизни. Козетта чувствовала себя самой счастливой на свете: сказочное видение стало явью, кукла подарила радость.
Учитель.
- Да, верно заметили. Автор изображает куклу как живое существо, как маленького ребенка и относится к девочке с большой любовью, показывает ее безрадостное детство.
Еще, ребята, В.Гюго сказал: «Как птицы из всего строят гнезда, так дети из всего мастерят себе куклу… Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, - в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка - в девушку, девушка – в женщину. Первый ребенок – последняя кукла.
Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей.
Козетта сделала себе куклу из сабли».
Учитель.
- Согласны ли вы с тем, что сказал писатель? А вы делали себе куклу из чего-нибудь?
(Дети рассказывают, что в раннем детстве они пеленали котят и т.д. Девочки показывают наряды, которые они сшили и шьют сейчас для своих кукол).Учитель.
- Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, шить, мечтать?
(Дети рассказывают о своих отношениях к игрущкам).
Учитель.
- А теперь давайте поговорим о рассказе «Кукла».
- В чем необычность начала рассказа?
- Начало больше подходит для конца, потому что автор как бы подводит уже итог описанным событиям («Теперь уже редко бываю в тех местах…»).
Нежелание рассказчика ездить туда усиливается использованием такого тропа, как градация («занесло,затянуло,заилило,забило песком…омута»). Такая композиция произведения вызывает интерес у читателя: хочется быстрее узнать, о чем пойдет речь в рассказе.
(Обобщается вопрос ответом учителя).
- Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
(Через несколько лет рассказчик приезжает в Липино и не узнает реки. В описании пейзажа автор использует градацию («русло сузилось, затравенело, пески… затянуло дурнишником»), олицетворение («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафору («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меля, похожий на большую околевшую рыбину»); символику мрачных, темных цветов («черная донная», «грязный», «серый»), усиливающую безотрадность представившейся его взору картины).Учитель.
- Ребята, давайте найдем по вашим учебникам описание луговины, прочитаем и ответим на такой вопрос: с какой целью автор дает его?
(Чтение отрывка и его анализ).
(В этой пейзажной зарисовке, в отличие от первой, много тепла, уюта, светлых красок жизни: «В природе было солнечно, тепло и даже празднично…шарят по запоздалым шапкам татарника черно- бархатные шмели», «воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности», «речная луговина… по- летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника», «хмельная яблочная прель», «молодые яблони». «Ощущение праздности и радости бытия» создавали также веселая игра на спортивной площадке, хлесткие шлепки по волейбольному мячу», торжествующие ребячьи вскрики. В тексте тоже много олицетворений, эпитетов, что через мотивы зелени, солнца, радости автор показывает гармонию в природе. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей, описанному вслед за луговиной).Учитель.
- Прочитаем описание куклы. Этот случай, рассказанный писателем, единичный, как вы думаете? А вам доводилось видеть такую картину? Если да, как вы относитесь к этому?
(«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, порожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». Акимыч говорит, «что с куклой это не первый случай». Он много ездит «и в район, и в область» и видит, что «то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или без ног…» Дальше учащиеся могут делиться своими впечатлениями от увиденного, признаться, что не раз видели брошенных, валяющихся на земле кукол, но ничего не предприняли, просто посочувствовали и в душе осудили хозяев кукол).Учитель.
- Есть ли сходство описанной куклы с куклой Козетты?
(Да, она тоже большая, красивая, с шелковистыми светлыми волосами).
Учитель.
- Как отнеслись к случившемуся люди? Что говорит о них Акимыч? Опишите его состояние.
1-й ученик.
- В рассказе есть такие слова: «А люди идут мимо – каждый по своим делам,- ничего… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников1 утром – в школу, вечером – из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят… Чему же ты их научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..»
Из этого отрывка можно понять потрясение Акимыча ценизмом, жестокостью людей. Он не может равнодушно смотреть на такие бесчеловечные поступки. Бледность и окаменелость его «с мучительно одеревеневшими губами», которые «вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное», сутулость и согбенность обнажают его страдание, израненную душу.
Учитель.
- Как относится Акимыч к кукле? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут свзь с событиями, возмутившими Акимыча?
2-й ученик.
- Он относится к ней как к живому существу, сравнивает ее с ребенком: «… вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик- то человеческий. Иную так сделают, что и живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины…» растерзанные куклы напоминали Акимычу об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.
Учитель.
- «Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А них дети того набираются», - говорит Акимыч рассказчику. Как вы понимаете его слова?
3-й ученик.
- Сейчас так много жестокости, что мы уже привыкаем к ней как повседневное. Те, кто поступает плохо, сами не осознают, что делают плохое. Хуже всего – им подражают дети.
4. Работа в тетрадях по рассказу.
Учащимся предлагается нарисовать вертикальную ось и расположить на ней всех героев рассказа, исход из поступков – нравственного выбора.

На минусовой части:
1) неизвестный
2) учителя
3) мамы
4) влюбленные
5) будущие мамы
6) на нулевой отметке – дети (от взрослых зависит, какими они будут).
На положительной стороне:
1) кукла
2) рассказчик
3) выше всех – Акимыч (он страдал, увидев куклу, как от собственной боли, похоронил куклу, как человека).
5. Чтение стихотворения К.Случевского «Кукла» и связь между рассказом «Кукла» Е.Носова.
Учитель.
- Мы с вами сейчас выразительно прочитаем стихотворение К.Случевского «Кукла» и сравним с рассказом Е.Носова «Кукла». Попытаемся найти сходства и различия.
5-й ученик.
(Выразительно читает стихотворение, остальные слушают).
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учитель.
- Давайте сейчас поговорим о прочитанных произведениях и ответим на поставленные вопросы.
Ученик.
- В обоих произведениях говорится о том, что куклу бросили, она валялась. Авторы описывают ее как живое существо: кукла упала навзничь, раскинув руки и ноги. Случевский подчеркивает ее скорбную фигурку. Носов – улыбку на припухло- детских губах. В стихотворении кукла «ясные очи закрыла», в рассказе глаза были выдавлены, что говорит о жестокости людей. У Случевского куклу бросил ребенок, поэтому его действия можно считать еще не осознанными, у Носова надругательство над куклой совершено осознанно, взрослыми или детьми, мы этого точно не знаем. Здесь важно одно: большое зло начинается с малого, поэтомуродителям с малых лет важно учить детей бережному обращению с игрушками.
(В конце урока учитель обобщает все сказанное, делается вывод).
6. Итог урока.
Домашнее задание.
Написать письмо людям от имени игрушек.