Рабочая программа индивидуального обучения (на дому) по биологии специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии (домашнее обучение) разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой Москва «Владос» 2011 год, учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ села Соколовка. Автор курса по биологии В.И. Сивоглазов.

Цели предмета – формирование у учащихся элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи предмета биология:

Домашнее обучение имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала вне стен образовательного учреждения и в уменьшении количества часов, отведенных на изучение предмета.

Задачи на 6 класс.

- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между элементами живой и неживой природы;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.

Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

1. Участие в акциях

2. Творческие задания

3. Подведение итогов урока

4. Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

5. Самооценка события, ситуации

6. Ведение «Дневников достижений»

Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

1. «преднамеренные ошибки»

2. Поиск информации в предложенных источниках

3. Взаимоконтроль

4. «Ищу ошибки».
Биология как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.

Изучение биологии расширяет кругозор ребенка об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.

В 6 классе осуществляется формирование способности и готовности к использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности

Методы контроля и самоконтроля:

- устный контроль и самоконтроль;

- письменный контроль и самоконтроль;

- лабораторно-практический контроль и самоконтроль;

Словесные методы обучения:

- рассказ учителя

- объяснение

- беседа

- работа с книгой

Наглядные методы обучения:

- самостоятельные наблюдения

- метод иллюстраций

- метод демонстраций

Практические методы обучения:

- упражнения
- практические работы


Формы обучения:

- индивидуальные.








Содержание предмета:
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение - 1 час
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости и газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (9 часов)
Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрации:
- Расширение воды при замерзании
- Растворение водсоли, сахара и марганцовокислого калия;
- Очистка мутной воды
Практическая работа 1. «Измерение температуры питьевой и холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»

Воздух (7 часов)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха кислород, углекислый газ, азот. Кислород , его свойство поддерживать горение. Значение кислорода, воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар , дым, пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения
Демонстрации:
- Обнаружение воздуха в пористых телах (почве, сухарь).
- Упругость воздуха.
- Воздух – плохой проводник тепла.
Практическая работа 2 «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную».

Полезные ископаемые (9 часов)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др).
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрации:
- определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых (торфа, угля).
- определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
- демонстрация различных изделий из цветных и черных металлов.
Практическая работа 3 «Топливо»
Практическая работа 4 «Металлы»

Почва (8 часов)
верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной , глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли – минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых свойств почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрации:
- Обнаружение в почве песка и глины
- Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа 5 «Подготовка семян к посеву»
Практическая работа 6 «Предпосевная подготовка почвы к посеву»

Тематическое планирование предусматривает предметно-практическую направленность обучения, связь с жизнью и другими предметами.

При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.

Для учащегося по данной форме обучения характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии 6 класс – 34 часа (домашнее обучение)

дата

Тема урока

Введение. Тема 1. Общее знакомство с природой (1 час)
Планируемый результат




Знать явления живой и неживой природы их изменения


1
Неживая и живая природа
Знать отличительные признаки твердых тел , жидкостей и газов. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания




Тема 2. Вода (9 часов)



2
Вода в природе
Знать некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



3
Измерение уровня воды при нагревании и охлаждении.



4
Лед – твердое вещество



5
Кипение воды



6
Практическая работа 1. «Измерение температуры питьевой и холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием; определять температуру воды


7
Вода – растворитель
Знать некоторые свойства жидких тел на примере воды


8
Водные растворы в природе



9
Питьевая вода. Использование воды. Охрана воды
Знать для чего нужно охранять воду. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



10
Обобщающий урок по теме «Вода»
Уметь выбрать нужный вариант ответа из нескольких предложенных



Тема 3. Воздух (7 часов)


11
Воздух в природе
Знать отличительные признаки воздуха и его свойства. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



12
Воздух сжимаем и упруг



13
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Практическая работа 2 «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную».
Уметь объяснять движение воздуха на основе знаний о свойствах воздуха


14
Движение воздуха в природе
Уметь определять направление движения воздуха по пламени свечи. Знать свойства кислорода и углекислого газа. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



15
Состав воздуха. Значение воздуха



16
Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха



17
Обобщающий урок по теме «Воздух»




Тема 4. Полезные ископаемые ( 9 часов)


18
Что такое полезные ископаемые
Уметь определять признаки полезных ископаемых и определять их свойства. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



19
Гранит. Известняк Гранит. Известняк



20
Горючие полезные ископаемые



21
Практическая работа 3 «Топливо»
Уметь применять основное свойства топлива.


22
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений
Знать виды удобрений и уметь их отличать


23
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов
Уметь распознавать черные и цветные металлы по образцам. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания и различным изделиям


24
Медная и алюминиевая руды



25
Практическая работа 4 «Металлы»



26
Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»
Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания




Тема 5. Почва (8 часов)

Определять тип почвы. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания



27
Почва. Состав почвы.



28
Перегной органическая часть почвы



29
Минеральные соли в почве



30
Испарение воды из почвы



31
Обработка почвы. Охрана почв



32
Практическая работа 5 «Подготовка семян к посеву»
Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке


33
Практическая работа 6 «Предпосевная подготовка почвы к посеву»



34
Обобщающий урок по курсу биологии в 6 классе



Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.

После изучения блока тем спланированы уроки обобщения знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.

6 класс

Тесты (темы):

- «Вода»

- «Воздух»

- «Полезные ископаемые»

- «Почва»

Практические работы

- Три состояния воды;

- Движение воздуха из теплой комнаты в холодную;

- Топливо;

- Металлы;

- Подготовка семян к посеву;

- Предпосевная подготовка почвы к посеву.

Экскурсии:

- Экскурсия к берегу реки Кия с почвенными обнажениями»

- «Почвы родного края» Экскурсия в краеведческий музей р.п. Переяславка.














Использованная литература:
.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы сборник 1. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2011.
Биология. 6 класс Неживая природа Никишов
Биология. Рабочая тетрадь
15