Разработка урока по познанию мира на тему Труд людей осенью (1 класс)


Тема: «Труд людей осенью» 1 класс.Задачи:1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.2.Обобщить жизненные наблюдения детей о труде людей осенью в саду, огороде.3.Продолжить усвоение правил безопасной работы в саду и огороде, формирование навыков классифицировать предметы по группам по существенным признакам.4. Развивать речевые умения.5.Учить видеть красоту в труде человека.7.Воспитывать желание трудиться, приносить пользу окружающим людям.Оборудование: раздаточный материал: картинки с изображением фруктов, овощей, мультимедийная презентация урока, тетради для практических работ.Ход урокаI.Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
Вы друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
-Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово к началу урока. Мы начинаем урок познания мира, а тему нашего урока вы должны отгадать сами, для этого нужно быть внимательными и выполнить задание. Чтобы наш урок получился хорошим и всем понравился нужно не выкрикивать, набраться терпения и выполнять все задания. Желаю вам хорошего настроения! II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме.
Актуализация знаний.
-Послушаем стихотворение. Читает ученик:
Настала осень ясная,В садах созрели яблоки,Висят они на яблонях,Румяные и сладкие.Блестят они на солнышкеПрозрачной тонкой кожицей.Плодов такое множество,Что ветки книзу клонятся.Мы яблоки румяныеСнимаем с ветки бережно,Кладем в траву под яблоней,Душистые и свежие.- О каком времени года это стихотворение?
-Назовите осенние месяцы по порядку.-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-Правильно, об осени. А о чем именно вы узнаете дальше выполнив задание!III. Мотивация работы: Постановка цели и задач урока.
-Назовите предметы, которые вы видите. (Лейка, ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка)
- Как мы назовем эти предметы одним словом? (инструменты)
- Что объединяет эти предметы и стихотворение? ( С помощью этих предметов люди могут работать в саду, на огороде).- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (учитель подводит детей к тому, чтобы они определили тему «Труд людей осенью»).- Сегодня на уроке мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле.IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
-Посмотрите на картинки, что делают люди?
-Правильно как это назвать одним словом?Работа по учебнику с.45-46.
- Рассмотрите рисунки и расскажите, чем заняты взрослые и дети? (ответы детей)Давайте прочитает и узнаем что ещё расскажет нам книга. Ведь книга, это источник знаний!
Читают дети.
- Какую еще работу могут выполнять люди на огороде, в поле, саду?(ответы детей) -Зачем люди трудятся в саду, поле, огороде? (ответы детей)-Что заготавливают люди для скота? А для себя?
-Из чего можно приготовить варенье?
-У кого из вас есть огороды и дачи?
-Кто помогает там своим родителям?
-Молодцы! Вы не плохо представляете труд людей в саду и огороде?
-А что же делают на поле? Давайте посмотрим!Просмотр ролика «Сбор пшеницы», сопровождается рассказом учителя.
Чаще всего возделывают озимую и яровую пшеницы. Яровую пшеницу высевают ранней весной, за лето она созревает и дает урожай зерна. Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница кустится и перезимовывает под снегом.
Физминутка.
-Сложен и тяжёл труд на поле. Хоть мы с вами на поле не работали, но всё же чтоб продолжить наш урок, нужно размяться!В огороде чучело шляпу нахлобучило, ( имитируют движения надевания шляпы)Рукавами машет, как будто бы пляшет. (движения руками)Это чучело – оно - сторожить поставлено, (показывают как стоит чучело)Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали. (имитируют полет птиц)V. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Работа в парах.- О каком овоще шла речь в физминутке? (о горохе)- Какие овощи вы еще знаете? (ответы детей)- Где растут овощи? (ответы детей)-Что растет в саду? (ответы детей)- Умеете ли вы отличать овощи от фруктов? (ответы детей)- Сейчас проверим. Игра «Фрукты, овощи» (в парах).- У вас на столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей. Вы в парах назовите овощи и фрукты, а затем разложите овощи в одну корзинку, а фрукты в другую. (Работа в парах)Проверка. Проверьте себя сами, правильно ли вы выполнили задание. 
VI. Контроль над результатом учебной деятельности , осуществляемый учителем и учащимися. Закрепление изученного. Работа с тетрадями.
-Откройте свои тетради на стр. 24, прежде чем мы начнем работать, давайте послушаем прогноз погоды!
-14, облачно , без осадков, без ветра.
-Прочитайте задание.
-Какое варенье вы любите?
-Выберете те продукты из которых можно сварить варенье.
-Давайте назовем все что нарисовано.
Самостоятельная работа.
Проверка.
-Кто назовет из чего можно сварить варенье? ( смородина, вишня, клубника, яблоко, груша)
-Молодцы!
-Что бы сварить вкусное варенье, нужно много потрудится!
-Знаете ли вы, что художники написали много картин с изображением работающих людей. Человек, который трудится –красив по своему. Посмотрите на иллюстрации и назовите, чем занимаются люди? Известные художники в своих картинах показывали красоту человека в труде. (Краткие комментарии учителя к картинам)-В. Васницов « Жница»
-В. Венецианнов « На жатве»
-К.Брюллов «Девушка, собирающая виноград»
-Аркадий Пластов
-Замечательные картины восхваляющие труд человека!
-«Труд красит человека, а лень портит!»
-Что такое пословица?
-Что значит эта пословица!
-Сегодня ребята приготовили для нас пословицы. Давайте послушаем их, но выберем только те, которые подходят к нашему уроку и объясним их смысл.
1набор
Кто не работает, тот не ест.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Волка бояться – в лес не ходить.
Трудно в учении – легко в бою.
-Какая пословица нам подходит? Почему?
2 набор
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Какие труды, такие и плоды.
Книга – книгой, а своим умом двигай.
Родина – мать, умей за не постоять.
-Какая пословица нам подходит? Почему?
3 набор
Один в поле – не воин.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Книги не горят, а правду говорят.
Дома и стены помогают.
-Какая пословица нам подходит? Почему?
4 набор
В тесноте, да не в обиде.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Хорошая книга – лучший друг.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
-Какая пословица нам подходит? Почему?
5 набор
В согласном стаде волк не страшен.
Без работы день годом кажется.
Испокон века книга растит человека.
Человек без родины – соловей без песни.
-Какая пословица нам подходит? Почему?
-Надеюсь, вы запомнили для себя мудрые народные советы!
VII. Итог урока. Рефлексия.-Послушайте стихотворение и ответьте на мои вопросы. Если согласны с утверждением, хором говором: Да!Завершается урок,
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
-На последок поиграем в игру «Закончи предложение»
Я узнал…
Я повторил…
Я запомнил…
Мне было интересно…-Молодцы!-Нам урок подходит к концу! Спасибо за работу!