Методическая разработка урока по окружающему миру Кладовая недр земли (4класс)


Класс: 4 Тема: «Кладовая недр земли»
Цель: Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании; Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения, профессиями; Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
Предметные результаты:
- иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
- наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.
Метапредметные результаты:
- различать по внешнему виду минералы и горные породы;
- различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
- извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
- исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах;
- рассказывать по схеме о составе гранита;
Личностные результаты:
- понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;
- осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.
Задачи по формированию УУД:
Личностные: способствовать формированию нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: содействовать формированию инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, оценке действий партнера;
Регулятивные: создать условия для формирования целеполагания, контроля, коррекции, оценке, способности к мобилизации сил и энергии; а так же развитию саморегуляции и самоконтроля.
Оборудование: проектор, экран, морская соль, прозрачные стаканчики для опытов,
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические примечания
Организационный момент Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки? Слушают учителя Слуховой метод. Прием положительного настроя на работу
Актуализация опорных знаний
Постановка темы и учебной задачи
Изучение нового материала Ребята, сегодня у нас не обычный урок. Сегодня мы с вами будем исследователями. А что именно мы будем исследовать, вы мне сами сможете сказать. Давайте повторим то, что вы изучали на пошлых уроках.
- Что такое полезные ископаемые?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
Я прочту стихотворение, а Вы попробуйте сформулировать тему урока.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня у нас 2 декабря. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На уроке мы их заполним, а дома вы вклеите их в тетради.
Ребята, все посмотрели на меня. Как вы думаете, что у меня в руках? (мел) Правильно! Давайте начнем заполнять таблицу вместе со мной, а продолжите уже самостоятельно. Нашли столбик, где у вас написано мел. Он первый и смотрим какие своиства мы должны определить. 1 цвет- белый, 2 запах - ,
3 вкус – есть, 4 основное свойство – плохо растворяется в воде, дает белый осадок.
Записали? Дальше вы будете работать в парах.
Свойства Мел Гранит Известняк Уголь
Цвет Белый Серый с вкраплениями белый черный
Запах Нет нет нет нет
Вкус нет нет нет
Состояние твердый Очень твердый, тяжелый твердый твердый
Основное свойство Раствор в воде прочность раствор в воде горючесть
Кто справился? Итак мы начинаем поверять. Что вы можете сказать о граните? Гранит - неоднородного серого цвета с черными вкраплениями, не имеет запаха, вкуса. Очень твердый и тяжелый. Основное свойство – прочность.
Известняк –
Уголь –
Физминутка.
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
Место добычи того или иного ПИ называется Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые. А занимается поиском ПИ геологи.
По способу добычи полезные ископаемые делятся на открытые (карьер) и закрытые (шахты).
Добыча железной руды Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку
Определяют тему, ставят задачи к уроку
Сравнивают рисунки в учебнике, анализируют, выявляют изменения природы с приходом весны.
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы
Выполняют физминутку
Словестный метод: беседа
Прием ответа на поставленный вопрос
Проблемный метод.
Прием интеллектуального поглаживания, прием разгадывания загадки, прием определения темы урока, прием постановки задач к уроку.
Наглядный метод. Прием визуального сопровождения
Проблемный метод.
Прием сравнения, анализа, выявления закономерностей в природе.
Наглядный метод. Прием визуального сопровождения
Словестный метод: беседа.
Прием ответа на поставленный вопрос. Наглядный метод. Прием визуального сопровождения.
Форма: фронтальная.
Проблемный метод. Прием разгадывания загадки, прием интеллектуального поглаживания.
Наглядный метод. Прием визуального сопровождения
Прием ответа на вопрос учителя.
Практический метод. Прием выполнения физминутки.
Словестны метод. Прием стихотворной физминутки
Итог урока. Рефлексия.
Д/З Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие есть способы добычи ПИ?
Основное свойство угля?
Основное свойство гранита?
- Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
- Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
- Оцените свою работу в ходе урока.
(на уроке я работал активно или нет
своей работой на уроке я доволен или нет
урок для меня показался коротким или длинным
мое настроение стало лучше или хуже ).
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Прочитать стр. 110-114 Подводят итог урока. Оценивают свою работу на уроке. Проблемный метод. Метод формирования сознания. Прием ответа на поставленный вопрос, прием рефлексия.