Классный час на тему:Нижегородская ярмарка

Цель: воспитание патриотического отношения к родному городу.
Задачи:
познавательные – познакомить с историей Нижегородской ярмарки,
воспитательные – воспитание чувства гордости за свой город, воспитание чувства ответственности, дружбы, сотрудничества;
развивающие – развитие внимания, логического мышления, речи, творческих способностей.

Ход занятия

 Рассказ воспитателя с презентацией:
Некогда была широко распространена поговорка: «Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний – ее карман». Ребята, как вы думаете, откуда пошло это выражение? Как оно появилось? (ответы детей).
Это выражение вошло в обиход благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке, которая являлась крупнейшей в мире. Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века. Здесь находили сбыт товары, производимые в самых отдаленных регионах мира, но основная торговля шла с Китаем, Персией и Средней Азией.
История Нижегородской ярмарки своими корнями уходит в далекий XVII век, когда в 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара она была перенесена в Нижний Новгород. Не случайно, что в течение многих десятилетий ярмарка называлась по имени своей предшественницы Макарьевской.
Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено А.А.Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. Бетанкур, прибыл в Н.Новгород 23 июля 1817 года. Особое внимание Бетанкура привлекло место на стрелке, которое, по его мнению, "соединяет в высочайшей степени все удобности к устроению ярмарки". Выбор архитектурного построения ярмарки полностью зависел от Бетанкура, и он мог поручить выполнение проекта любому архитектору, служившему в комитете строений под его руководством. Автором проектов зданий ярмарки стал архитектор Монферран, осенью 1816 года приехавший в Россию из Парижа и состоявший в должности начальника чертежной мастерской Комитета строений. С первых лет новой службы Монферран показал себя талантливым архитектором и градостроителем.

15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку. На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек, в то время как в самом Н.Новгороде проживало около 18 тыс. жителей.
Особый интерес представляли четыре корпуса Китайских рядов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров.
Ежегодно торги проводились с 15 июля по 10 сентября, все остальное время ярмарка пустовала. Весной, после того как сходили паводковые и талые воды, торговые павильоны, амбары, прилавки, полки подновлялись и постепенно заполнялись товарами. Каждому товару предназначался свой особый ряд. Продажа товара сопровождалась громкими призывами – рекламой, как бы сей час сказали. Каждый продавец хвалил свой товар: «С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!». А товар был самый разнообразный: и для простого люда, и для богачей вельмож, – в том числе и невиданный по тем временам, например лимоны. Была в народе поговорка: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, – огурцы!» Знатные люди заводят все больше иноземных новшеств, и все больше приезжают на русские ярмарки иностранные гости – купцы.
В. Итак, товары привезли. Надо приготовить их к продаже, разложить по рядам. Посмотрите, чем будет торговать каждая группа.
1-я группа: Житный ряд – съестные припасы;
2-я группа: Красный ряд – изделия из ткани и для домашнего обихода;
3-я группа: Иностранный ряд – иностранные (иноземные) товары.
Детям предлагаются карточки (рисунки) с изображениями всех товаров (или сами предметы). Каждая группа выбирает необходимые им предметы и выкладывает у себя на столе.
Примерные ответы групп
1-я группа – рыба, разные овощи, десяток яиц, курица, пряники, баранки, творог, др.
2-я группа – шуба, платок, валенки бочка, корзина, музыкальные инструменты, одеяло, хозяйственный инвентарь, др.
3-я группа – лимон, апельсин, виноград, грецкий орех, лавровый лист, фарфоровые чашка и блюдце, чай, рис, пряности, шелк, зеркало.
На общем столе должны остаться калькулятор, шариковая ручка, кроссовки (рисунок), «Фанта» (рисунок).
В.: – Ярмарка предлагала также много развлечений, недоступных в другое время, – карусели, невиданные чудеса, кукольный спектакль, цирковые представления, забавы.
Физкультминутка: игра «Золотые ворота»
В. - Товары разложены, торговлю можно начинать? Да, но сначала цены надо знать! Перед началом торговли надо установить цены на товары! Копейка начинает царствовать в ХVIII веке, и с ее помощью проводятся все расчеты/
Группы получают карточки-ценники и переводят наименования цен ХIХ века в копейки. Подсказка для выполнения вычислений: алтын – 3 копейки, полушка – 1/4 копейки, гривна – 10 копеек.
Примерные ответы групп
1-я группа:
бочка рыбы 3 руб. 15 алтын = ... коп. (345 коп.); лимон – 8 полушек = ... коп. (2 коп.); свеча – 2 алтына = ... коп. (6 коп.).
2-я группа:
сапожки 12 полушек = ... коп. (3 коп.); сукно (1 аршин) 4 алтына = ... коп. (12 коп.); ведро масла 8 гривен = ... коп. (80 коп.).
3-я группа:
чай (фунт) – 12 гривен = ... коп. (120 коп.); сарафан – 2 руб. 4 гривны = ... коп. (240 коп.); курица – 4 полушки = ... коп. (1 коп.); жилет – 8 полушек = ... коп. (2 коп.).
В.: – Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Как вы думаете, какие товары могли предложить покупателям продавцы из нижнего Новгорода и Нижегородской области (волости)? (ответы детей).
Промыслы, прославившие наш край на весь мир, существуют давно. Об этих промыслах расскажут ребята (1-я группа – хохломская роспись, 2-я группа – городецкая роспись, 3-я группа – Полхов-майданская роспись)
Ярмарки способствовали укреплению связей между населением, укреплению экономических связей между разными районами и странами; давали возможность при встрече обсудить важные вопросы, обменяться новостями.
15