Рабочая программа по литературе для индивидуального обучения на дому для 8 класса


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе Программы курса «Литература 5-9 классы//Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, Москва, «Русское слово, 2014г. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество за год обучения составляет 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувствалюбви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора ифольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и ихсовременного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность кодному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного содержания произведения (элементы филологическогоанализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, ихоценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтениеи адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованиемобразных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы попрослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологическиевысказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикойизученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»–новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».
Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование –дума, песня, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения:«Завещание Кюхельбекера», «19 октября», «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В. Боровиковский).
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри –любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…»,«Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола –рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из русской литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода –по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский–художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном –с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота –к фельетону, от фельетона –к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 –60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью–даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной –один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России –с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.П. Астафьев
Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;
М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата план Дата факт Основные виды деятельности Формы текущего контроля Домашнее задание
1 Художественная литература и история.Исторические песни 16 века. «Иван Грозный» 1 Знать жанры и роды художественной литературы.  Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника). 
  Прочитать статью
«Исторические песни».
Составить таблицу «Отличительные признаки песни».
2 Слово о погибели Русской земли. Нравственная проблематика. Тема добра и зла. 1 Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения. Устный опрос Прочитать статью «Исторические песни XVIIв Песня-плач», заполнить 2-ю часть таблицы.
3 Г. Р. Державин – поэт и государственный деятель. «Памятник» 1 Знать особенности песни-плача, уметь выразительно читать поэтический текст, видеть средства выразительности. Письменная работа Прочитать статью «Песни о Степане Разине»,
закончить таблицу.
Подготовить анализ песни по плану по вариантам.
4 Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза» . Основная проблематика повести 1 Знать отличительные особенности исторических песен XVIII века, уметь формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную характеристику.
Беседа Подготовить выразительное чтение «Слово о
погибели...».
Инд. задание: составить вопросы к статье о
древнерусской литературе.
5 Романтизм Жуковского. Основные темы и мотивы «Монолог» 1 Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа. Беседа Прочитать «Житие Александра Невского». Составить словарь слов, в которых содержится характеристика враждебных сил.
Прочитать «Житие Сергия», составить цитатный план.
6 К. Рылеев «Иван Сусанин» . Тема патриотизма. 1 Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности.
Знать нравственную проблематику произведения, уметь различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения. Выборочный пересказ. Прочитать «Моление Даниила Заточника».
Инд. задание: подготовить историческую справку о произведении.
7 А. С. Пушкин. Основные темы лирики поэта «Вновь я посетил» 1 Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа. Устный опрос Составить вопросы к статье «Из литературы XVIII века».
8 Роман «Капитанская дочка». Тема чести в романе. 2 Знать основные мотивы стихотворений поэта,
уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. Устный опрос Выучить наизусть «Памятник»
Инд. сообщения: Гораций – Ломоносов – Державин.
Составить тезисный план статьи о биографии Карамзина.
9 Петр Гринев испытание дружбой и любовью. 2 Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания. Беседа
Пересказ Прочитать повесть «Бедная Лиза».
Заполнить вторую часть таблицы цитатами.
1 вариант: «Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом»
2 вариант: «Мотив чистоты, связанный с Лизой»
Составить вопросы к статье «Поэты пушкинского круга».
10 Рр. Сочинение. Нравственность героя Петра Гринева 1 Знать поэтов пушкинского круга.
Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний. Беседа
Конспект Составить вопросы к статье о «В.А.Жуковском»
Инд. задание: сообщение о портрете Жуковского.
11 М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Основная идея поэмы. 1 Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Владеть анализом лирического произведения Устный опрос
Выразительное чтение Выучить наизусть «Невыразимое».
Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву и Батюшкову.
12 Сочинение «Мцыри - Любимый идеал Лермонтова». 1 Знать основные темы и мотивы лирики поэта.
Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение. Устный опрос Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы.
Инд. задание: пересказ встречи Пушкина с Пущиным, пересказ статьи «После декабрьскоговосстания».
13 Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Изображение чиновничества. 1 Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии.
Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания. Работа над планом Подготовить анализ стихотворения «19 октября».
14 Основной конфликт пьесы. 1 Знать тематику предложенных поэтических текстов.
Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. Выучить наизусть «И.И. Пущину».
Прочитать стихотворения «Муза», «Друзьям», «Вновь я посетил…».
15 Сочинение «Хлестаков и Городничий» 1 Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. Устный опрос Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка».
16 - 17 И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведение писателя о любви: повесть «Ася».
2 Знать особенности жанра, исторической основы произведения.
Владеть навыками работы с учебной статьей, уметь строить устное высказывание. Беседа Знать содержание романа «Капитанская дочка».
18 Р/р. Образ Аси. Цельность характера – основное в образе героини. 1 Знать содержание романа, основных героев.
Уметь давать характеристику, аргументировать свое мнение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное. Устный опрос
Выборочный пересказ Главы 3-5 прочитать
Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы.
19 А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…» 1 Знать содержание романа. Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку. Устный опрос Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ».
20 А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.
Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
Образ Снегурочки. Язык персонажей. 1 Знать содержание романа. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания. Устный опрос Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной II».
21 -22 Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.
Рассказ «После бала».
Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа .2 Знать содержание романа. Уметьанализировать прозаическое произведение;
уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание. Устный опрос Домашнее сочинение на одну из тем.
Подготовить выставку рисунков к поэме Лермонтова «Мцыри».
23 М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
1 Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества.
Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план. Устный опрос Читать главы из поэмы «Мцыри».
24 В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». 1 Знать содержание поэмы. Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности. Выразительное чтение Выучить наизусть отрывок из «Мцыри».
Инд. задание: сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.
25 Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка». 1 Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание. Устный опрос Конспектирование Прочитать статью учебника, подготовить вопросы.
Инд. сообщение о Гоголе по учебнику.
26 - 27 А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.
«За далью –даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. 2 Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. Устный опрос Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы.
28 В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. 1 Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. тест Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове.
29 - 30 В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.
Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. 2 Знать содержание комедии. Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план. Чтение по ролям Прочитать 3-5 действия.
31 - 32 Р/р. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь (сочинение-рассуждение) 2 Знать основной конфликт пьесы.
Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. Устный опрос Прочитать статью «В мире гоголевской комедии», составить рассказ о героях с опорой на нее.
33 У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Певец великих чувств и вечных тем .
Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. 1 Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику. Письменная работа Написать сочинение сопоставительного характера.
Прочитать рассказ «Портрет».
34 Певец великих чувств и вечных тем .Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на1 Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику. Подготовить устное сообщение
35 Список литературы на лето. 1 Знать содержание рассказа. Уметь анализировать прозаическое произведение;
уметь осмыслить тему. Устный опрос Инд. сообщение о Тургеневе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература
Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово», 2014
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010 г.
Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) – М.: «Русское слово», 2012
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2013

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 5
с углублённым изучением химии и биологии» г. Старая Русса
РАССМОТРЕНО
на заседании МЦ
28 августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________________
28 августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом № 1
от 28 августа 2015 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета __литература (индивидуальное обучение) Жуков Андрей________________________________________________________________________________________Класс ________8в________________________________________________________________Уровень общего образования базовыйУчитель ____Алексюк Людмила ВасильевнаСрок реализации программы, учебный год __2015-2016_________________________________________________________________________________Количество часов по учебному плану всего 35 часов… в год; в неделю 1 часПланирование составлено на основе ___Программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы – составители Г.С.Меркин, С.А.Занин____2014._________________________________________________________________________________(название, автор, год издания, кем рекомендовано)Учебник __Литература. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений. Г.С. Меркин. Москва .2014 «Русское слово»__ .Рабочую программу составил (а) Алексюк Людмила Васильевна