Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Цель:
дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике;
 
развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы;

воспитательная:   воспитывать интерес к литературе.

Тип занятия: практическое занятие
 
                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ
 
І. Актуализация опорных знаний
 
Беседа

– Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине
XIX века?
– Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.
– Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?
– Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?
 
ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?

ІІІ. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

– Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?

 1. Лекция преподавателя

Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма
считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.
Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.
Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русское изобразительное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросы жизни и активно вторгаясь в жизнь.
Во второй половине XIX в. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,
И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусство критического реализма основного художественного направления того времени было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.
Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М
·. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,
«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.
Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.

2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:

масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;
расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;
тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;
воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;
эстетизация безобразного, болезненного;
создание более жизнеподобных образов.

Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,
Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.
Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий
характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.

3. Работа с учебником
Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)

4. «Мозговой штурм» (в парах)

Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.

5. Заключительное слово учителя

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIX в. время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическое наследие второй половины XIX в. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только
пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Проблемный вопрос:
Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников романтиков?
Искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XX в. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям третьего тысячелетия?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515