Деятельность педагогов-психологов с учащимися по сплочению детского коллектива и предотвращению насилия в школе.


Деятельность педагогов-психологов с учащимися по сплочению детского коллектива и предотвращению насилия в школе.
Свиридова М.Р. marinaialina@mail.ruБереговая ООШ
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и религией, которой придерживается семья.
Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Поэтому, чтоб выполнить эту задачу на практике, нужно найти правильный метод работы.
Выбор метода  зависит от:
 цели и задачи воспитания
 содержания воспитания
 возрастных особенностей школьников
 уровня сформированности коллектива
индивидуальных, личностных особенностей школьников
 условий воспитания
 средств воспитания
 уровня педагогической квалификации
 времени воспитания
 ожидаемых конечных результатов
В своей работе я опираюсь на следующие методы воспитания : -убеждение
- рассказ
- объяснение
- разъяснение
- лекция
- этическая беседа
- внушение
- инструктаж
- диспут
- доклад
- пример.
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.[1]
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На каждом занятии, я должна донести до детей, как прекрасен мир, если нас будут окружать такие качества, как доброта, взаимопомощь, что бы не случилось , мы должны помогать друг другу. Предлагаю рассказать не только о своих успехах и победах, а рассказать и порадоваться успехам своих товарищей, и даже учителей .Особую роль в сплочении коллектива , является и игра. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия. Детям очень нравится игра «Ты мне нравишься». Дети поочерёдно разматывают клубок нити, при этом говорят фразу Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута.  В конце игры у нас получается паутинка добра и вежливости. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...". по окончанию игры мы проводим бесседу— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Достаточно ли дружен наш класс?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
  Сплочению детского коллектива способствуют школьные традиции.    Это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.
Для моих учеников – это участие в школьных и классных мероприятиях. И если на школьном уровне может проявить себя лишь небольшая группа самых активных ребят, то в классе, почти в семейной обстановке, раскрываются самые тихие и застенчивые, самые подвижные непоседы.
 На родительских собраниях провожу беседу с родителями, что для того, чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего ребёнка  среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В случае насилия над ребёнком  необходимо сразу сообщить учителю, классному руководителю, администрации школы.  Главное в таких случаях – не молчать.
К сожалению, последствия школьного насилия иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. В то же время, если школьное насилие было прервано в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой интенсивности негативных эмоций.
Наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактических мер по снижению вероятности проявления актов насилия в учебных заведениях – организаторов.[2]
Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.
Мотивацией к насилию и агрессии могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, самоутверждение. В связи с этим сотрудники школы должны следовать следующим рекомендациям:
1.Защищать , а не обижать тех, кто слабее.2.Не драться, а договариваться.3.Придумывать вместе интересные игры.4.Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.5.Угощать друг друга сладостями.6.Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.7. Уступать друг другу.8. Часто ходить друг к другу в гости.9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.10. Уметь делиться новостями.11.Помогать друг другу.12.Уметь слушать друг друга и понимать.13.Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.14.Не ссориться друг с другом по пустякам.15.Искренне радоваться успехам друг друга, не завидовать
Литература
Книги, монографии,сборники:
1. Юрков Г. А. Ранняя и непосредственная профилактика противоправного насилия в среде несовершеннолетних.
2. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы её преодоления.
Электронные ресурсы:
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/26/metody-splocheniya-detskogo-kollektiva-v-uchebnoy