Статья Профилактика домашнего насилия. Что может сделать школа по предупреждению насилия семье?


Профилактика домашнего насилия. Что может сделать школа по предупреждению насилия семье?
Домашнее насилие, или насилие в семье – это такие действия одного члена семьи по отношению к другому, какие нарушают гражданские права и свободу человека, или же которые приводят к физическому, психическому либо моральному страданию. Выделение проблемы насилия в семье в самостоятельную социальную проблему говорит о ее актуальности, необходимости разработать систему профилактических и коррекционных мероприятий, которые были б направлены на ее решение.
Предупреждение и решение семейных конфликтов необходимо рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. В связи с этим необходимость нахождения и внедрения эффективных мер предупреждения насилия в семье обусловлена тем, что в обществе растет понимание масштаба та сложности этой проблемы.
Но проблема насилия в семье является чрезвычайною и объединяет в себе множество взаимосвязанных аспектов. И поэтому для ее решения необходимы комплексные меры и более тесное взаимодействие между учебными заведениями, правоохранительными органами, медицинскими заведениями, судовой системой, многими государственными и не государственными организациями, которые работают в данной сфере.
Поэтому можно выделить такие направления улучшения работы по предупреждению насилия в семье:
- формирование культуры семейных отношений, пересмотр и изменение в обществе взглядов на всю совокупность вопросов, связанных с проблемой насилия в семье, образование атмосферы общего осуждения и нетерпимого отношения к этому явлению;
- улучшение правовых механизмов решение проблемы насилия в семье, - как законодательства, так и практики;
- пересмотр и улучшение системы предоставления всесторонней помощи жертвам насилия в семье;
А также:
- формирование психолого-педагогической культуры, знаний с основ семейных взаимоотношений;
- воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;
- организации семьи на принципах равноправности, формирования семейных традиций, развитие взаимопомощи, совместной ответственности, доверия и уважения;
- формирование культуры общения.
Но, чтобы изменить терпимое отношение общества к насилию в семье, необходимо проведения широкой просветительской компании, направленной на преодоление стереотипов и взглядов на семейные отношения.
Важное место в предупреждении насилия в семье необходимо отвести таким просветительско-профилактическим мероприятиям, как:
- проведение профилактических бесед с молодоженами, с сожителями;
- собеседования с родителями, детьми, с будущими родителями;
- целевые антиалкогольные и антинаркотические пропагандистские акции;
- организация культурного досуга, правового обучения;
- предоставление населению больше информации о возможных путях предотвращения насилия в семье;
- воспитание ответственного поведения;
- нравственно-этическое и духовное воспитание;
- привлечение общественности к влиянию на тех, кто оказывает насилие.
Необходимо усилить разъяснительную работу среди разных категорий населения, и особенно в учебных заведениях.
Что же может сделать школа по предупреждению насилия семье?
Основными формами взаимодействия с родителями могут быть:
- родительские собрания:
«Забота о воспитании детей – конституционная обязанность родителей»;
«Учимся общаться»;
«Права детей. Соблюдение их в семье»;
«Методика решения конфликтных ситуаций в семье» и т.п.
- родительский лекторий «Университет педагогических знаний»:
«Подросток и правонарушения»;
«Индивидуальный подход родителей к личности ребенка»;
«Культура общения в семье»;
«Наказание и поощрения» и др.
- тематические конференции с обмена опытом по воспитанию детей (привлекает внимание родителей и педагогов, деятелей науки та культуры, представителей общественных организаций);
- презентация опыта семейного воспитания – вечера вопросов и ответов, которые проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие вечера приглашаются родители, учитывая возрастные особенности их детей (родители первоклассников или детей подростков);
- дискуссия («Физическое наказание. За или против?»);
- индивидуальные или групповые консультации для родителей:
«Почему подростковый возраст трудный?»;
«Права и обязанности детей»;
«Типичные ошибки в семейном воспитании. Как их предупредить?».
- разработка рекомендаций, выпуск тематических буклетов:
«Услышьте сердцем голос вашего ребенка»;
«Азбука семейной жизни»;
«Воспитание без наказания»;
«Детство без насилия».
- конкурсы «Семейное увлечение», ярмарки-продажи семейных изделий, «День моего ребенка» и др.
Формы работы с учащимися:
- индивидуальные и групповые консультации («Я – жертва насилия. Что делать?», «Ребенок и его права»);
- проведения тематических недель («Неделя правового воспитания», неделя «Мы против насилия»);
- проведение воспитательных часов, лекций, тренингов, деловых игр, дискуссий, круглых столов («Мы и закон», «Что делать, чтобы тебя не унижали?» и др.);
- ознакомление с телефонами доверия.
Итак, можно сказать, что для предупреждения насилия в семье необходимо сосредоточиться на профилактических мероприятиях, направленных на уменьшение социального и бытового напряжения в конфликтных семьях.
Проблема насилия в семье является очень сложной и объединяет в себе множество взаимосвязанных аспектов. И поэтому для ее решения необходимо тесное взаимодействие школы и семьи.