Статья Школьный кукольный театр на английском языке


Из опыта работы: «Роль школьного кукольного театра на английском языке на формирование личности ребенка»

Трунова Зоя Николаевна,
учитель английского языка
ГУ «ЛСШ I -III ступеней № 5»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о важности внеклассной
работы в школе и кукольном театре как одной из ее форм. Автор раскрывает актуальность вопроса и называет обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Статья представляет интерес тем, что в ней описывается опыт руководства кружком «Кукольный театр на английском языке».
Соединение учебной и внеклассной работы способствуют развитию творческих и актерских способностей детей.
Ключевые слова: внеклассная работа, способности, искусство, дополнительные знания, взаимопонимание, работа в группе.

Выдающиеся представители русской педагогики стремились использовать театр в учебно-воспитательной работе. К.Д. Ушинский
писал «о силе влияния на нас игры хороших актеров и даже чтецов и рассказчиков мы можем судить о необыкновенном разнообразии, богатстве и сильном влиянии на нас этого языка чувств».
В современной методике возможности школьного кукольного театра трудно переоценить. Сегодня театр кукол пользуется огромной любовью
как маленьких, так и взрослых зрителей. Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, когда происходит вовлечение учащихся в различные виды деятельности. Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические,
коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует
социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того,
артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами,
восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли. Являясь ненавязчивой, она помогает максимально достигать
поставленных преподавателем целей и задач.
Занятия в школьном кукольном театре развивают у детей фантазию,
мышление, артистические способности, знакомят с множеством
детских сказок. Эмоционально пережитый спектакль помогает
определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и
рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля.
Актуальность внеклассной работы, в частности, создание кукольного театра, обусловлено тем, что дети во внеурочное время не
читают художественную литературу, не у всех есть хорошая домашняя
библиотека, очень редко посещают библиотеку. Из-за этого словарный запас детей становится беднее, их речь невыразительна. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
Кроме того, важнейшей задачей, стоящей перед школой, является совершенствование преподавания английского языка и повышение качества учебно-воспитательного процесса. Для реализации этой задачи
особое значение имеет создание единой системы учебной и внеклассной работы по английскому языку.
Цель деятельности кружка «Кукольный театр на английском языке» в ГУ «ЛСШ I-III ступеней № 5»: раскрытие и развитие
потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с различными видами кукол, техникой вождения;
- приобретать теоретические знания и навыки в правильной речи и дикции;
- ознакомление с техникой перевоплощения в процессе работы актера
над ролями различных жанров;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к театральному искусству;
- развивать умение работать в группе;
- развивать навыки построения отношений на основе дружеского взаимопонимания и совместного творчества;
- развивать навыки самоконтроля и оценки собственной деятельности;
- развивать речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, к самому себе,
окружающему миру;
- воспитывать умение сопереживать неудачам и радоваться успеху других;
- прививать интерес к культуре речи.
Наш кружок был организован в сентябре 2014 года. Занимаются в нем ребята 10 – 14 лет. Со своими спектаклями мы выступаем перед учащимися начальной школы. В нашем репертуаре такие сказки, как
«Колобок», «Красная шапочка», «Слоненок по имени Фант», «Лисичка со скалочкой», «Лев и птички». К сожалению, состав нашей группы часто меняется: некоторые дети меняют место жительства, иные становятся старше, у них другие приоритеты, но они с удовольствием вспоминают наши занятия, репетиции, выступления, радость малышей-
наших зрителей.
Поскольку мы ставим спектакли на английском языке, много внимания уделяется отработке сложных звуков, интонационному рисунку фраз, логическому ударению в предложениях и вопросах.
Чтобы научить ребят говорить быстро, мы заучиваем скороговорки,
считалочки, рифмовки. Выполняем специальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
На занятиях дети получают дополнительные знания о возникновении кукольного театра, его видах; учатся работать с куклами, изучают направление движения кукол за ширмой, выполняют
упражнения для развития подвижности рук, учатся соединять действия куклы со словами своей речи, передавать характер персонажа.
Таким образом, школьный кукольный театр и даже кружок помогают максимально достигать поставленных задач. Организация в школе детского кукольного театра – это попытка дать детям почувствовать радость творчества. Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования,
смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их творческих способностей. Сама структура кукольного театра , синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, музыкантами, танцорами.

Литература:
1. Л.С.Выготский. Лекции по психологии. СПб. : Союз. -1997. -144с.
2. Л. Иванцова, О.Коржова. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону:
«Феникс». -2009. – 329 с.
3.А.О.Лапина Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза. М.: 2001


























Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.
В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: зайку,
лисичку, собачку. Но в театре они ожили, задвигались, заговорили и
стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность захватывает
детей, переносит их совершенно в особый, увлекательный мир, где все
возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит
много радости. Но нельзя рассматривать спектакль как развлечение:
его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст, особенно младший, - это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям показывать пример дружбы,
отзывчивости, находчивости, храбрости.
Для осуществления этих целей кукольный театр располагает
большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей
целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление и музыка – все это вместе в силу наглядно-образного
мышления младшего школьника помогает ребенку легче и правильно понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются
эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие,
отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение
детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти: они делятся впечатлениями с товарищами,
рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети
передают в рисунках различные эпизоды спектакля.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всесторонне развитых детей.
Актуальность внеклассной работы, в частности, создание
кукольного театра, обусловлено тем, что дети во внеурочное время
не читают художественную литературу, не у всех есть хорошая домашняя библиотека, очень редко посещают библиотеку. Из-за этого словарный запас детей становится беднее, их речь невыразительна.
Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно
излагать свои мысли.
Кроме того, важнейшей задачей, стоящей перед школой, является совершенствование преподавания английского языка и повышение качества учебно-воспитательного процесса. Для реализации этой задачи особое значение имеет создание единой системы учебной и
внеклассной работы по английскому языку.
Цель деятельности кружка «Кукольный театр на английском языке в ГУ «ЛСШ I-III ступеней № 5» : раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с различными видами кукол, техникой вождения;
- приобретать теоретические знания и навыки в правильной речи и дикции;
- ознакомление с техникой перевоплощения в процессе работы актера
над ролями различных жанров;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к театральному искусству;
- развивать умение работать в группе;
- развивать навыки построения отношений на основе дружеского взаимопонимания и совместного творчества;
- развивать навыки самоконтроля и оценки собственной деятельности;
- развивать речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, к самому себе,
окружающему миру;
- воспитывать умение сопереживать неудачам и радоваться успеху других;
- прививать интерес к культуре речи.
В нашем кружке занимаются ребята 10 – 14 лет. Со своими спектаклями мы выступаем перед учащимися начальной школы. В нашем репертуаре такие сказки, как «Колобок», «Красная шапочка»,
«Слоненок по имени Фант», «Лисичка со скалочкой», «Лев и птички».
К сожалению, состав нашего кружка постоянно меняется: некоторые дети меняют место жительства, иные становятся старше, у них другие приоритеты, но они с удовольствием вспоминают наши занятия, репетиции, выступления, радость малышей – наших зрителей.

Выводы:
Школьный кукольный театр способствует решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи, приобретению
свободы в общении, он приучает свободно выступать перед аудиторией.
Театральная деятельность помогает усваивать в практике диалога
нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим»,
перевоплощаться в героя и проживать жизнь персонажа. Иными словами, театральная деятельность – это путь ребенка в общечелове-ческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно – воспитательного процесса в условиях
дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие
возможности индивидуального участия детей и развитие их творческих способностей.











13PAGE 15


13PAGE 14115