Программа обучения для тяжело умственно отсталых детей


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ 
( ручной труд)1-4 КЛАССОВметодические рекомендацииСодержание 1. Система трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1-4 классах 
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида центральное место в образовательном процессе занимает трудовое обучение умственно отсталых обучающихся. В младших классах, согласно учебному плану, трудовое обучение осуществляется, прежде всего, на уроках ручного труда.Занятия ручным трудом направлены на решение как общих, так и специальных образовательных задач, на подготовку к профессионально-трудовому обучению.В ряду общих трудовых могут быть выделены следующие задачи:
Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.
Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.
Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм, как то: вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.Стойкие существенные нарушения в развитии познавательных процессов не позволяют умственно отсталым детям учиться в условиях обычной школы. Именно поэтому наряду с общеобразовательными задачами обретает актуальность задача коррекции познавательной сферы. «..вопросы трудового обучения умственно отсталых детей рассматривались прежде всего в аспекте проблемы коррекции недостатков их умственного развития» (Г. М. Дульнев). Специальные задачи, стоящие перед учителем ручного труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью:
Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п.Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве.
Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы.
Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др. 
Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских. Основное содержание этой подготовки заключается не в том, чтобы «сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний…Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане»1. Первостепенная задача, стоящая перед учителем ручного труда, заключается в привитии обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных методов подачи учебного материала, и внесение в обучение различных элементов занимательности, и обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Весьма существенным является при этом учет психологических особенностей ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом. Вследствие ограниченности свободного выбора профессии умственно отсталыми учениками, особую актуальность приобретает работа по их профессиональной ориентации. Необходимо, начиная с третьего класса, активизировать работу по формированию интереса именно к тем профессиям, по которым организовано обучение в данной школе, и которыми в дальнейшем, согласно медицинским показаниям и собственным психологическим характеристикам, он сможет успешно овладеть. В ходе такой работы раскрывается привлекательность конкретной профессии, ее социальная значимость и важность. Содержание урока ручного труда позволяет познакомить учащихся с множеством разнообразных явлений и предметов, сообщить сведения различного характера. Тем самым расширяется круг понятий и представлений об окружающей действительности, о жизни и трудовой деятельности взрослых людей, развиваются познавательные способности умственно отсталых детей. Очень важно на этом этапе систематически приучать детей использовать и применять на уроках труда общеобразовательные знания. в свою очередь трудовая конкретно-практическая деятельность способствует более прочному их усвоению. В процессе обучения умственно отсталых детей ручному труду следует осуществлять целенаправленную работу по эстетическому воспитанию. Это возможно в процессе иллюстрации красоты используемых материалов, изделий, поделок. Организуя каждое занятие, следует обращать особое внимание на правильность выполнения рабочих приемов, на правильную хватку инструментов, с тем чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать закрепившийся навык. Вся коррекционно-развивающая работа должна носить целенаправленный характер и способствовать развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
1.1.Задачи обучения ручному труду усложняются постепенно, в зависимости от года обучения.
Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1 – 4 классах на современном этапе развития системы специального образования
Модельные характеристики выпускника 4 класса на этапе перехода к профильному обучению
Дидактические основы обучения и воспитания на этапе ручного труда
Урок как основная форма организации учебного процесса, рекомендации по проведению уроков ручного труда
Экскурсии как особая форма проведения урока
Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1 – 4 классах на современном этапе развития системы специального образования
Модельные характеристики выпускника 4 класса на этапе перехода к профильному обучению
Дидактические основы обучения и воспитания на этапе ручного труда
Урок как основная форма организации учебного процесса, рекомендации по проведению уроков ручного труда
Экскурсии как особая форма проведения урока
2. Психолого-педагогические особенности личности и рудовой деятельности умственно отсталых школьников и их учет в процессе трудовой деятельности2.1. Психолого-педагогическая характеристика личности и трудовой деятельности умственно отсталого школьника2.2. Изучение особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся начальных классов2.3. Организация и содержание диагностического изучения особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся2.4. Отслеживание результатов трудового обучения в начальных классах для детей с умственной отсталостьюПроцесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Необходимость этих отличий не вызывает сомнений, а понимание их сущности не представляется сложным. Иначе обстоит дело с задачей исправления (коррекции) присущих учащимся недостатков, которая также отражают специфику работы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Необходимость и актуальность такой задачи очевидны, но содержание процесса коррекции сложнее, и это приводит к ряду трудностей. В еще большей степени это касается процесса обучения ручному труду.
Трудовое обучение школьников с нарушением интеллекта различной степени тяжести является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Трудовое обучение и трудовое воспитание в этих школах представляют собой единую систему. Первый ее этап - трудовое обучение в 1-3 классах; второй - общетехнический труд в 4 классе; третий - профессионально- трудовое обучение в 5-9 класса; четвертый – 10-11 класс в школах с углубленной трудовой подготовкой. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально - трудовому обучению. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно - полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы.
Каждый этап обучения имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах.
В разделе своей монографии «Ручной труд», М. Монтессори отмечает: «Отличие ручного труда от ручной гимнастики в том, что цель второй - упражнение рук, а цель первой - выполнение определенной работы, действительно представляющей собой или стимулирующее общеполезное занятие. Одна совершенствует личность, другой обогащает среду, но и тот и другой труд связаны между собой, ибо только человек, усовершенствовавший свою руку, может создать полезный продукт» (М. Монтессори, с. 143)
4 КЛАССВиды труда: работу с пластилином и природными материалами, бумагой и картоном, нитками и тканью.
1. Работа с пластилином.Повторение и закрепление знаний и умений ранее полученных. Лепка более сложных форм двух-пяти часто с показом и без показа образца. Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Лепка барельефов пластилиновой мозаикой с применением инструментов и без них.Лепить с применением различных материалов (глина, тесто, пластилин) с последующей раскраской и дорисовкой работ.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :- о свойствах пластических материалов, их возможностях; - о правилах безопасной работы; умениями: - раскатывать пластилиновый материал в ладонях и на доске разнообразными движениями;- отщипывать пальцами и скатывать мелкие шарики;- сгибать столбики, вытягивать из коротких, толстых цилиндров;- соединять детали примазыванием;- прищипывание, простейшее вытягивание небольших деталей;- передавать форму простых, знакомых предметов;- делать лепку по образцу и по представлению;- лепить с применением инструментов.2. Работа с бумагой.Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша, изготовление елочных украшений и другие игрушки; обрывную аппликацию и аппликацию из вырезанных форм. Изготовление простых изделий оригами, простейшие изделия методом бумажной пластики.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :- о свойствах бумаги;- о правилах безопасной работы с клеем, карандашами и прочими инструментами;- знакомство с различными материалами и инструментами.умениями: - сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии;- разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонями и пальцами; разрывать бумагу по сгибу;- пользоваться ножницами;- пользоваться линейкой для разметки или меркой;- пользоваться клеем; (клеящие карандаши и кисть)- наклеивать простейшие формы на контур;- складывать и наклеивать фигуры, состоящие из двух частей;- делать обрывную аппликацию по нарисованному контуру;- изготавливать изделия с применением клея (елочные игрушки).3. Работа с нитками и тканью.Изготовление мелких изделий из ткани и ниток с применением иголки, крючка. Вышивка прописью простых форм. Пришивание пуговиц. Плетение косичек и разбор ниток по цветам.Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :- о правилах безопасной работы с инструментами (ножницы, крючок, иголка);- о свойствах материалов (нитки, ткань, пуговицы и прочее).Умениями: - сортировать по цвету и качеству нитки;- плести косички, наматывать нитки на катушку, в клубок;- завязывать узелки на концах, завязывать бантом;- делать шов вперед иголкой, стебельчатый шов;- пришивать пуговицы;- изонитью делать круг, лепесток, линию;- вязать крючком веревочку; столбик с накидом; вязать по кругу.График самостоятельных работ для 4 класса.I четверть – Работа с пластилином.«Подарок» - октябрьII четверть – Работа с бумагой«Открытка» (аппликация) – декабрьIII четверть – Работа с нитками и тканью«Подставка» - мартIV четверть – Работа с нитками
Календарно тематическое планирование
Ручной труд 4 класс
№ п./п. Темы уроков Цели Коррекционно-развивающее сопровождение Кол час Дата
По плану фактически
1 четверть 18 ч
Работа с пластическими материалами (пластилиновая мозаика, объемная лепка)
1 Фрукты Развивать умение набирать определенное количество пластилина
Активизировать и обогащать словарь 2 02.09
03.09 2 Овощи Учить делать налепы (барельеф)  Практическую деятельность начинать с пальчиковой гимнастики. 2 09.09
10.09 3 Грибы Учить раскатывать колбаски Развитие мелкой моторики
4 16.09
17.09
23.09
24.09 4 Осеннее дерево Учить раскатывать пластилин на ладане Развитие мелкой моторики 2 30.09
01.10 5 Пирамида Учить различным приемам лепки Обогащение словаря
2 07.10
08.10 6 Домашние животные Учить лепить отдельные части домашних животных. Развитие мелкой моторики
4 14.10
15.10
21.10
22.10 7 Осенние листья Развивать умение выбирать цвета для осенних листьев
Обогащение словаря 2 28.10
29.10 2 четверть (14 ч)
Работа с различными материалами (проволока, бисер), с пластическим материалом (глина). Барельеф, объемная лепка.
8 Мы строим дом Продолжать знакомить со свойствами пластического материала (глина)
Развитие мелкой моторики
2 11.11
12.11
9 Цветы Продолжать учить работать с клеем, ножницами Развитие памяти и внимании при выполнении задания
2 18.11
19.11 10 Елочка Познакомить с техникой изонитиАктивизация словаря 2 25.11
26.11 11 Во дворе Учить лепить отдельные части Развитие мелкой моторики
2 02.12
03.12 12 Игрушки на елку Активизация словаря
2 09.12
10.12 13 Снежинки Продолжать знакомить со свойствами пластического материала
Развитие мелкой моторики
2 16.12
17.12 14 Подарки под елку Развитие памяти и внимании при выполнении задания
2 23.12
24.12 3 четверть (20ч)
Работа с нитками и тканью, аппликация, шитье. Работа с бумагой- квиллинг, аппликация.
15 Сказочная елка Учить работать иголкой: обметочный шов, пришивать пуговицы, Развитие мелкой моторики и скоординированной работы рук. 
2 13.01
14.01 16 Муравьиная семья Познакомить с техникой квиллинг 2 20.01
21.01 17 Божья коровка ТБ работы с клеем, ножницами, иголкой. Развитие мелкой моторики 2 27.01
28.01 18 Кувшинка Закрепление умения работы с ножницами и клеем. Развитие памяти и внимании при выполнении задания
2 03.02
04.02 19 Цыпленок Развитие мелкой моторики 2 10.02
11.02
20 Бабочки на цветах Закрепление умения работы с иголкой и ножницами Развитие памяти и внимании при выполнении задания
4 17.02
18.02
24.02
25.02 21 Добрый ослик Учить работать с бумагой и картоном Активизация словаря и диалоговой речи по теме
2 03.03
04.03 22 Рыжий лев Закрепление умения работы с ножницами и клеем.
3 11.03
17.03
18.03 4 четверть (16 ч)
Работа с нитками изонить. Работа с пластическими материалами пластилиновая мозаика барельеф.
23 Кувшин Продолжать учить работать с клеем, ножницами Развитие мелкой моторики и скоординированной работы рук.  2 31.03
01.04 24 Колокольчик Закрепление умения работы с клеем и ножницами Развитие мелкой моторики 2 07.04
08.04 25 Птица Закреплять полученные знания и навыки в лепке 2 14.04
15.04 26 Прихватка Закрепление умения работать с бумагой и картоном
Обогащение словаря 2 21.04
22.04 27 Подставка под горячее ТБ работы с клеем, ножницами, иголкой. Активизация словаря и диалоговой речи по теме 4 28.04
29.04
05.05
06.05 28 Открытка другу Закрепление умения работы с клеем и ножницами Развитие мелкой моторики и скоординированной работы рук.  2 12.05
13.05 29 Звездочка Закрепление умения работать с бумагой и картоном
Развитие мелкой моторики 2 19.05
20.05 Литература
Абросимова Л.И., Карасик В.Е., Белякова И.П. Гигиенические принципы формирования физических нагрузок при физическом воспитании школьников // Вестник Рос. Академии Медицинских наук. - 1993.-№6.-С. 13-19.
Андреева О.С. Организационно-функциональная модель профессиональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / В.А. Сидоров, С.А. Мельников и др. - М., 1996.
Астахова Л. Г, Командирова Л. А. Постшкольное образование инвалидов с проблемами развития старше 18 лет // Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. - СПб., 1999. -Ч, 1. - С. 18-20.
Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта; тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. -М.: 2004.
Безуглова И.А. Опыт работы по подготовке массажистов с нарушенным зрением // http://invamir.nn.ru/disability/story/mcd.php.htm
Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.
Брионес Р.А. Социально-психо-логические механизмы стимулирования трудовой активности подростков. //Дисс.канд.псих.наук,- Киев, 1989.
Васенков Г.В. Азбука переплетчика. УМК., М.: Просвещение, 2004.
Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся//Дефектология, 1998. - №4.
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей с глубокой умственной отсталостью
на 2013/ 2014 учебный год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Школа руководствуется в своей деятельности Конвенцией ООН «О правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», Семейным Кодексом Российской Федерации, нормативными и распорядительными актами управления образования, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом Школы и др.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Организация образовательного процесса в Школе строится на основе специального (коррекционного) учебного плана и программ, разработанных Научно-исследовательским институтом коррекционной педагогики Академии педагогических наук РФ
2) Задачи обучения детей с глубокой степенью умственной отсталости:
формирование представлений о себе;
формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
формирование коммуникативных умений;
обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
овладение доступными образовательными уровнями.
3) Структура обучения учащихся .Обязательное обучение осуществляется в 1-10 классах.
В 1-4 классах развитие знаний об окружающем мире сочетается с обучением грамоте, счету, развитием речи, привитием навыков самообслуживания, ручного труда.
В 5-10 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, начинается трудовое обучение.
Обучение осуществляется по лицензии не более 10 лет. Содержание обучения на этом этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, прочное усвоение трудовых навыков, профессиональную ориентацию.
Учащийся не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае не усвоения учащимися какого-либо образовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.).
По рекомендации врача, в зависимости от психофизического состояния ребенка и на основании заявления родителей (законных представителей) учащемуся может быть предоставлен один дополнительный свободный от занятий день в неделю.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающего динамику развития детей.
Адекватная среда обучения;
Охранительный режим;
Оптимальная плотность урока (рационально спланированный урок);
Чередование видов учебной деятельности
Физкультминутки, физкультпаузы, «активные перемены» (упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения);
Наличие эмоциональных разрядок (пословицы, поговорки, четверостишья);
Правильная рабочая поза во время занятий;
Правильное, рациональное питание детей;
Ориентация на способности, склонности, потребности и жизненные планы каждого учащегося.
Право выбора доступного вида прикладного труда;
Психологическое сопровождение осуществляют психологи, работающие по своему утвержденному годовому плану, который включает в себя: работу с детьми, работу с педагогическим коллективом, методическую работу.
Система психологической коррекционно-реабилитационной работы с детьми включает в себя:
Комплексное изучение личностных и психофизиологических особенностей детей, которое включает в себя психологическое обследование детей, изучение психологических особенностей, интересов, склонностей, диагностика характера общения с взрослыми и сверстниками, определение потенциальных возможностей каждого ребенка.
Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.
Программное обеспечение работы с глубоко умственно отсталыми детьми, затем подростками и взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные принципы, этапы коррекционной работы.
В настоящее время остаются действующими Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР в 1983 году. Они включают следующие разделы:
— Чтение и письмо.
— Счёт.
— Развитие речи, предметные уроки и экскурсии.
— Социально-бытовая ориентировка.
— Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд.
— Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.
— Физическая культура.
— Пение и ритмика.
— Рисование.
— Трудовое обучение.
Следует отметить, что данные программы предполагают определённую систему работы с детьми, имеющими глубокий интеллектуальный дефект, которая согласуется с требованиями общества, то есть определённым социальным заказом. В прошедшие 15 лет с момента выхода программ в обществе произошли серьёзные социально-экономические и политические перемены. Изменилась политика государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями, расширяют спектр оказания им помощи, позволяют оптимистичнее смотреть на их будущее.
В программе использован принцип преемственности и единообразия в содержании. Приоритетными направлениями такой работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Продолжительность занятия -35 минут.
Особое внимание в программе уделяется занятиям по организации общения детей со взрослыми. Это новый и очень важный раздел работы, определяющий во многом успешность коррекционного и общеразвивающего воздействия.
Сроки освоения образовательных программ в классах с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся, воспитанников.
Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социального развития, здравоохранения, занятости населения и другими органами и организациями осуществляет социальный педагог. Медицинское обеспечение, лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.