Н.В.Гоголь Шинель Урок по литературе на тему Н.В. Гоголь Шинель( 9 класс)


Урок: Русская лит-ра
Тема: Н.В.Гоголь «Шинель» Школа: КГУ Коксайская ОШ
Дата: 28. 01.2017 год Имя учителя: Скакбаева Р.Р.
Класс: 9 Количество присутствующих: 12 Количество отсутствующих: 0
Цели обучения, которые помогают достичь целей данного урока Раскрыть символический смысл образа «маленького человека», связав его
с замыслом автора; проанализировать эпизоды произведения и ответить на главный вопрос урока:Так что же это значит – быть Человеком? -развивать творческие способности:сообразительность, способность рассуж-дать, выражать своё мнение по поводу прочитанного;
- воспитывать любовь к окружающему миру, к людям.
Учебная цель:
-Знать символический смысл образа «маленького человека», связав его с замыслом автора.
- Уметь анализировать эпизоды произведения .
Предполагаемый результат
Все учащиеся смогут:
-запомнить содержание текста ;
- анализировать эпизоды произведения ;
-внимательно слушать и слушать выступление товарищей;
-активно участвовать в диалоге;
Большинство учащихся смогут :
-высказывать свою точку зрения;
- правильно ставить вопросы и отвечать на них;
- анализировать эпизоды произведения ;
Некоторые учащиеся смогут:
- анализировать эпизоды произведения ;
- рассуждать, выражать своё мнение по поводу прочитанного;
-отметить о качества героя , подкрепляя свой ответ выдержками из текста.
Языковая цель
Ключевые слова Учащийся умеет находить нужную информацию в тексте.
Предшествующее обучение Учащиеся используют определенную базу знаний .
Запланированные этапы Ресурсы
Начало урока
4 минуты
4 минуты
10 минут
Середина урока
20 минут
Конец урока
7 минут
1.Создание в классе благоприятного психологического климата).
2.Формирование и название групп
I.ВЫЗОВ (постановка проблемы)
Слово учителя: - Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и
пошлое".
- Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз? (Акакия Акакиевича Башмачкина)
- Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине.
Сегодня я приглашаю вас на урок -исследование. В центре нашего разговора будет повесть «Шинель», а объектом исследования – главный герой произведения А.А. Башмачкин.
В ходе исследования мы должны выяснить, как раскрывается тема «маленького человека» в повести, в чем проявляется её гуманизм. На уроке работают творческие группы «Эксперты», «Исследователи-- Итак, мы определили цель нашего урока - характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны провести исследование и раскрыть символический смысл образа «маленького человека», связав его с замыслом автора; проанализировать эпизоды произве-дения и ответить на главный вопрос урока: Так что же это значит – быть Человеком?
- К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме "маленького человека")
-Можете ли вы обидеть человека?
- Как вы понимаете значение слова «маленький человек»?
-Кого называют в повести «маленьким человеком»?
У Гоголя «маленький человек» это:
- Существо жалкое, робкое.
-Умственно ограниченный, способный переписывать бумаги.
-Убог, смешон для окружающих.
-Жизненно малоценен.
-Какая история легла в основу повести «Шинель»?
II. Исследование отдельных эпизодов повести «Чтение с останов-ками»)
Слово учителя: Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину.
- Перечислите события, связанные с Башмачкиным.
- Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты ха-рактера.
Работает 1  группа. «Эксперты» “Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича.Вопросы:1. Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?2.Как живет этот человек? 3.-Служба в департаменте
4.Внешность героя
Почему герою дали неблагозвучное имя отца?
Слово учителя: У нас есть творческая группа, которая провела небольшое расследование, решив выяснить, что обозначает имя главного героя и повлияло ли оно на его судьбу.
Выступление 1-й творческой группы. «Эксперты»
Итак, Башмачкин, кто он? Что можно сказать о главном герое?
(Мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек)
- Вывод:
6. Работает 2 группа. «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина»
« Исследователи» отмечают отрицательные качества героя , подкреп-ляя свой ответ выдержками из текста.Вопросы:1. Почему Башмачкин  решил  сшить новую шинель? На  какие жертвы он  идёт ради  этого?2.  Появление шинели приоткрывает ли  душевный мир героя?3. - Какие изменения происходят в жизни Б. с появлением шинели?
- Что приходит на смену страха, забитости в поведении героя?
Вывод:
Идея повести Шинель?
Стратегия «Микрофон»
- Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
- Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели? (
- Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации? Какие -Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Бедный чиновник или бедный человек?.
Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?
-Чему учит повесть «Шинель»?
Вывод. (
- Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич»
Так что же это значит – быть Человеком?
«Письмо по кругу» Рефлексия.
«Дерево успеха»
Оценки.
Д.З. подготовить вопросы и задания для интеллектуального марафона. .
Презентация
Учебник
Учебник
Презентация
Учебник